Ущерб, наносимый теневым бизнесом

Ущерб от теневого бизнеса

Ущерб от теневого бизнеса

Теневое предпринимательство, осуществляемое во всех сферах экономики, несет в себе огромный деструктивный потенциал, который распространяется далеко за рамки одной лишь хозяйственной деятельности. Неформальный бизнес смещает в негативную сторону этические ценности людей, снижает культуру предпринимательства, обостряет социальные проблемы, подрывает авторитет и финансовую базу государственной власти. Иногда теневая экономика, разрастаясь до угрожающих размеров, подминает под себя государственные и общественные институты, проводит своих ставленников в систему законодательной и исполнительной власти, заставляя всю страну или регион жить по своим особым, криминальным законам. Начинаясь с небольших объемов, теневой бизнес затем перерастает в крупномасштабное явление, с собственной структурой и организацией, внутренними законами и правилами поведения. По такому сценарию в свое время развивались события в Италии (при формировании неаполитанской каморры и сицилийской мафии), в США [1], в Колумбии, в Афганистане, в некоторых африканских странах.

Но даже при гораздо более скромных масштабах теневой бизнес представляет собой реальную угрозу для экономики и общества, так как наносит ощутимый урон по самым разным направлениям. Рассмотрим в общих чертах механизм негативного воздействия теневого бизнеса на жизнедеятельность государства и общества, а также укажем на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством.

Уклонение от уплаты налогов. Вследствие того, что теневой бизнес функционирует, в основном, без какой бы то ни было государственной регистрации, налоги субъектами незаконного предпринимательства не выплачиваются. В результате государственный бюджет теряет огромные суммы, которые могли бы увеличить доходную часть на 10-30%. Теряя столь внушительные суммы налоговых поступлений, государство утрачивает возможность решать многие жизненно важные проблемы – своевременно повышать заработную плату государственным служащим, обеспечивать населению необходимые социальные гарантии, в полном объеме финансировать армию, правоохранительные органы, научные исследования, здравоохранение и образование.

Вследствие уклонения от налогообложения теневым бизнесом легальные производители вынуждены нести повышенную фискальную нагрузку, выплачивая налоги как за себя, так и за тех, кто не желает этого делать. Иными словами, перевод хотя бы части теневого бизнеса в сферу «белого» предпринимательства позволяет властям ослабить общее налоговое бремя при одновременном решении насущных социальных проблем.

Снижение конкурентоспособности легального бизнеса. Незаконное предпринимательство оказывает мощное деструктивное воздействие на сферу легального бизнеса. В связи с тем, что субъекты теневой предпринимательской деятельности не выплачивают налогов, их бизнес получает определенные конкурентные преимущества по сравнению с законопослушными предпринимателями. Имея более низкую себестоимость продукции, теневой бизнес в состоянии назначать более низкие цены по сравнению с легальными производителями. Там, где теневой бизнес чувствует себя вполне комфортно, легальные производители терпят убытки и постепенно вытесняются с рынка. В конце концов, перед законопослушными производителями встает дилемма: или сворачивать бизнес, или уходить в сферу незаконного предпринимательства.

Социальная защита работников, занятых в сфере теневой экономики. Значительная часть теневых предпринимателей и наемных работников, вовлеченных в сферу теневого бизнеса, оказываются за рамками государственной системы социального страхования. Осуществляющие нелегальную предпринимательскую деятельность субъекты теневого бизнеса не производят никаких отчислений в фонды медицинского, пенсионного и социального страхования. На людей, занятых незаконной предпринимательской деятельностью, не распространяются социальные гарантии в части ограничения продолжительности рабочего дня, вредных и опасных условий труда, оплаты больничных листов, отпускных периодов.

Казалось бы, правомерно рассуждение – раз эти люди добровольно выбрали для себя теневой бизнес, пусть пожинают плоды своей незаконной деятельности. Иными словами, отсутствие социальных гарантий – своеобразная плата за экономию на налогах и платежах в соответствующие фонды. Однако на деле такая прямолинейная логика дает отрицательные результаты. Люди, оставшиеся без средств к существованию, вынуждены заниматься криминальной деятельностью, бродяжничеством, попрошайничеством и воровством. Социальная и культурная среда таких индивидов служит благоприятной почвой для распространения наркомании, проституции, СПИДа, туберкулеза и других опасных болезней. Разрастание подобных контингентов крайне нежелательно для государства и общества по причинам экономического, политического, этического характера. Для государственной власти предпочтительнее обеспечить данный контингент минимальными социальными гарантиями, нежели допускать бесконтрольное развитие ситуации в негативном направлении.

Концентрация финансовых ресурсов в сфере теневого бизнеса и проникновение криминала во власть. Накопление крупных денежных ресурсов в недрах незаконного бизнеса создает качественно новую ситуацию, когда представители теневого капитала начинают активно проникать во властные структуры. Движущей силой подобного проникновения являются такие мотивы, как:

—     Повышение социального статуса организаторов теневого бизнеса;

—     Обеспечение дополнительной правовой защиты в части неприкосновенности личности;

—     Приобретение связей и влияния во властных структурах;

—     Лоббирование интересов теневого бизнеса;

—     Получение конфиденциальной и оперативной информации, имеющей большую ценность для теневого бизнеса.

Проникая в структуры законодательной и исполнительной власти, представители теневого бизнеса активно продвигают свои интересы, блокируя всякие попытки реальной борьбы с взяточничеством, коррупцией, нарушением норм честной конкуренции, уклонением от уплаты налогов и прочими незаконными действиями. Находясь на руководящих должностях в исполнительной власти, ставленники теневого бизнеса оказывают покровительство теневым структурам, принимают предвзятые решения по широкому кругу вопросов, связанных с приватизацией, получением бюджетных средств и государственных заказов, земельных участков и эксклюзивных прав.

Увеличение объемов торговли продуктами низкого качества. Производимая теневым бизнесом продукция оказывается, чаще всего, низкого качества вследствие того, что предприниматели-теневики заменяют качественные и дорогостоящие ингредиенты  более дешевыми и менее качественными компонентами. При этом многие виды товаров и услуг, производимых теневым бизнесом, представляют реальную опасность для потребителей, нередко угрожая их жизни и здоровью.

Ошибки в государственном управлении. Латентность теневой экономики, ее непрозрачность для статистического учета, децентрализованность и фактическая бесконтрольность со стороны правительственных органов, негативно влияют на качество управленческих решений властей любого уровня. Неопределенность масштабов теневого бизнеса затрудняет точную оценку таких социально-экономических показателей, как ВВП и ВРП, уровень доходов и качество жизни населения, количество безработных и социально незащищенных людей. Субсидии и дотации, выделяемые из государственного бюджета для помощи населению с низкими доходами, могут попадать к людям с доходами выше средних. Пособия по безработице часто выплачиваются лицам, занятым в сфере теневого бизнеса.

Помимо перечисленных направлений, по которым теневой бизнес наносит существенный ущерб экономике, можно также упомянуть такие деструктивные механизмы воздействия, как утечка капиталов за границу, неравномерное распределение доходов в различных слоях населения, подрыв доверия к государственной власти, нарастание социальной напряженности в обществе. Очевидно, что все вышеперечисленные нами последствия расширения сферы деятельности теневого бизнеса наносят огромный моральный и материальный ущерб государству, обществу, легальному предпринимательству. Учитывая это обстоятельство, властные структуры практически во всех странах мира ведут активную борьбу с теневым бизнесом.

 

[1] Организованная преступность выросла в США из бутлегерского бизнеса. Внесенная в Конституцию США  21-я поправка вводила в 1920-1933-е годы сухой закон, который породил целую индустрию теневого бизнеса – производство и доставку алкогольных напитков в подпольные питейные заведения. После отмены сухого закона бутлегеры не исчезли, а образовали базу для разветвленных преступных группировок, занимавшихся игорным бизнесом, торговлей наркотиками, отмыванием денег и прочими видами преступной деятельности.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.