Тусовщики теперь в фаворе или потерянные люди труда

Истекшие два десятилетия оказались в нашей стране переломными для людей труда, работающих в поле, у станка или на стройке. Не в почете теперь у нас труд ученого, врача, преподавателя вуза. Реляции с посевных, из цехов предприятий и крупных промышленных объектов остались в прошлом. Традиция советская, провозглашающая труд высшей ценностью и доблестью, теперь почти утрачена. Ее сменила традиция американская, в которой всегда доминировали люди иного плана – успешные или проворовавшиеся предприниматели, актеры кино, профессиональные спортсмены, шоумены и музыканты, телеведущие, политики всех мастей и уровней.

Смена приоритетов в средствах массовой информации и окружающей жизни произвела незримый переворот в сознании и ментальных схемах россиян, напрочь вычеркнула из жизненных планов молодых людей такие профессии, как слесарь, сварщик, монтажник или фрезеровщик. Теперь заниматься таким трудом считается весьма непрестижным и даже зазорным. В этом легко убедиться не только из разговоров молодежи и студентов, но и из тех редких репортажей, которые проводятся из стен предприятий – люди, работающие там, стеснительно отворачиваются, не желая показывать своих лиц; ведь знакомые могут подумать, что они неудачники, коль работают на обычных рабочих местах за обычную зарплату.

Описанную в общих чертах ситуацию можно было бы считать курьезной, малозначительной, не заслуживающей пристального внимания общества, если бы не разрушительные последствия, которые уже дают о себе знать. Речь идет не просто о тусовщиках, которые появляются на экранах телевизоров по поводу и без повода, депутатах и чиновниках, которые хотят быть на свадьбах женихами, а на похоронах покойниками, «телеведущих», неустанно перетряхивающих грязное белье публичных людей.

Проблема оказывается гораздо более глубокой, чем кажется на первый взгляд. Электронные и печатные СМИ являются не только бизнесом, получающим деньги за свой продукт; это еще и мощным идеологическим средством, социализирующем людей под эгидой определенной культуры, ценностей и мировоззрения. Реклама, выступающая главным источником прибыли для СМИ, кричит (в буквальном смысле, самопроизвольно увеличивая звук) – купи тот или иной продукт, не будь лузером, отдыхай гламурно, покупай престижные авто, дома и квартиры.

Контент СМИ переполняют материалы о госчиновниках, берущих взятки миллионами, олигархах, покупающих спортклубы, яхты и самолеты, о проворовавшихся министрах, для которых закон – пустой звук. Да, — думают молодые люди, — вот это жизнь! Это тебе не у станка посменно стоять, горб зарабатывать. Надо ориентироваться на карьеру государственного (или муниципального) чиновника. Там можно сколотить капитал, пересесть в депутатское кресло, или стать небедным рантье. Результат таких ментальных конструкций всем известен – большинство молодежи хотело бы стать чиновниками. Службы занятости по всей стране в один голос говорят – на каждую вакансию госслужащего претендует по 10-12 человек.

Философия молодёжи в граффити

Философия молодёжи в граффити

Что же касается статистики по части квалифицированных рабочих, то здесь картина принципиально иная. Молодые люди не хотят поступать на эти места, считая (особенно в столичных городах), что такие вакансии предназначены для трудовых мигрантов, людей второго сорта, родившихся для обслуживания кого-либо.

Позвольте, — возразят возмущенные журналисты и владельцы СМИ, — мы освещаем те события, которые интересны россиянам. Что же мы можем поделать, если человек труда больше никому не нужен. Он раб, пролетарий, придаток к машине или станку, его удел – интенсивный труд на предпринимателя, рантье и всех прочих хозяев жизни. В общем, его номер шестнадцатый.

Что же делать в такой патовой ситуации? Ждать, когда сформируется другое, более цивилизованное общественное мнение, или уж дождаться революции, как это принято в нашей стране? Может быть, стоит просто скорректировать ныне существующую систему построения программ телепередач с фигурами тусовщиков во главе? Ведь и раньше, в советском обществе, находилось немало желающих послушать сплетни или узнать тайны жизни киноактеров, эстрадных певцов или спортсменов. Однако низменные интересы части населения коммунистическая партия оставляла без внимания, пропагандируя труд доярок, комбайнёров, трактористов, станочников, инженеров и ученых. Люди труда и отдельные предприятия получали правительственные награды, звезды Героев Соцтруда, ордена Трудового красного знамени. В городах и поселках было множество Досок Почёта, перетяжек и баннеров с прославлением передовиков. Причем трудовые достижения приравнивались к ратным – «Из одного металла льют, медаль за бой, медаль за труд!».

Теперь все поменялось. Система ценностей перевернулась. В обществе с иронией заговорили об орденах сутулого, о том, что работа дураков любит и т. д. и т.п. Честным трудом состояния не сколотить. Ведь никто не видел разбогатевшего дворника или токаря. Стало быть жить надо кривдой, а не правдой.

Таким образом, СМИ и наша окружающая действительность подсказывает подрастающему поколению – успей клюнуть ближнего и обгадить нижнего; юли и изворачивайся, бери взятки, воруй и процветай. Тогда ты станешь уважаемым человеком, которому не надо считать копейки до зарплаты. Смотри на экраны телевизоров и учись у тусовщиков, как надо жить!

Слабое сопротивление подмене ценностей пытаются оказать люди старшего поколения. Они говорят – что же вы делаете, ребята, из-за денег подличаете, крадете и даже убиваете стариков, чтобы продать их квартиры. Разве это ценности? Посмотрите на нас, на наше поколение, как жили мы и во что верили. Стал бы Павка Корчагин так строить узкоколейку за деньги? Продолжил бы летать с протезами ног Маресьев? С большим удивлением посмотрели бы на Сколково С.П.Королев, П.Л.Капица, И.В.Курчатов, создатели лазера Н.Г.Басов и А.М.Прохоров.

Стоит ли нам возвращаться в те времена, когда СССР выплавлял больше всех в мире стали на экранах телевизоров? Конечно, нет. Однако и человека труда не стоит убирать на второй и даже третий план. Возвращение идеологии труда – и, в первую очередь, квалифицированного труда рабочих, в сетку вещания – задача первостепенной важности. Причем сделать это нужно не топорно и единовременно, а тонко, с привлечением лучших российских пиарщиков. А для тусовщиков и людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией можно выделить отдельные каналы или время вещания. Таким образом будет соблюден необходимый баланс интересов.

Похожее ...

1 Комментарий

  1. Валерий:

    Про рынок труда: это всё временно, рано или поздно любому человеку наскучит праздная жизнь и он задумается о том зачем родился на свет. Рынок же сам самоорганизуется так, когда выгоднее будет идти на рабочие профессии чем просиживать жизнь в офисе, в контакте. Вопрос лишь во времени…сколько лет пройдёт пока человек осознает всё для себя…

    Про СМИ…
    Всё верно, однако на ТВ только бизнес и ничего личного (с). Цель любого медиа-канала заработать прибыль, и они всегда будут продавать тот медиа-продукт который «хавает пиппл». Никто же не заставляет среднестатистического россиянина смотреть ДОМ-2, но их почему-то десятки!!! миллионов!!! желающих. Стоит только зайти на любой новостной-информационный интернет ресурс, где можно увидеть, что подавляющее большинство просмотров и комментариев относятся к криминальным новостям. Наше время прекрасно тем, что у людей есть выбор: читать классику или донцову, смотреть нтв или союз-тв, идти в ночной клуб или фитнес клуб. Сейчас РФ, а не КПСС, идеологию каждый выбирает сам для себя…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.