В последние десятилетия во всем мире возрос интерес к спортивному стилю жизни и к спортивным направлениям в одежде, обуви и аксессуарах. Стало привычным видеть на улицах городов и сел людей в футболках, кроссовках и бейсболках. Обычными стали городские и загородные пейзажи с велосипедистами, людьми, делающими пробежки, катающихся на роликовых коньках, играющих в спортивные игры.
Массовое вовлечение в спорт затронуло не только детей и юношество, тяга которых к двигательной активности была известна всегда. Весьма показательно, что к спорту приобщились и пенсионеры, люди среднего и преклонного возрастов.
Каждая из возрастных, профессиональных и социальных групп людей формирует собственные предпочтения в физкультурно-спортивном направлении, формирует особый спрос на спортивную одежду, обувь и экипировку со специфическими свойствами, дизайном, качественными и техническими характеристиками. Иными словами, разнообразными контингентами занимающихся физической культурой и спортом формируется спрос на моду в различных ее проявлениях – на новые стилистические направления и формы, на оригинальный дизайн спортивной одежды и обуви, на передовые методики и технологии строительства и корректировки тела, на новые способы и методы оздоровления организма.
Одним из ведущих компонентов спортивной моды является внешний облик человека, его фигура и пропорции. Излишний вес или чрезмерная худоба, сутулость и деформированная осанка, малоподвижность и раскоординированность движений вступают в явное противоречие с принципами спортивного стиля и спортивной моды, даже если индивид пытается использовать внешнюю атрибутику этого направления – носить одежду и обувь из продвинутых модных коллекций, эксплуатировать спортивные модели автомобилей, велосипедов, мотоциклов. Нелепо выглядят люди «псевдоспортивного» стиля с сигаретой во рту, потребляющие пиво или алкоголь. Вредные привычки, дефекты фигуры и поведения индивидов разрушают образ спортивного стиля, делают элементы спортивной моды карикатурными и противоестественными. Желание использовать лишь внешний антураж спортивной моды не приводит к желаемым результатам. Подлинную красоту, моральное и физическое здоровье, друзей, близких по духу и ценностным ориентациям приносит лишь комплексный подход к спортивному стилю и спортивной моде.
Приобрести красивую внешность и фигуру оказывается значительно сложнее, чем купить себе спортивную одежду и обувь. Путь к красоте, здоровью, карьерному и жизненному успеху оказывается значительно более длинным, нежели обычная смена одежды и модной атрибутики. Особенно трудно приходится тем людям, которые выбрали двигательную активность и спортивную моду после беспорядочного образа жизни. Для них период восстановления здоровья и улучшения внешности затягивается на годы.
Немало людей в развитых странах, выбравших для себя спортивный стиль и здоровый образ жизни, в последние годы устойчиво растет. Медленно, но верно в этих странах снижается потребление алкоголя и табака, растет продолжительность жизни. Немалую роль в этих позитивных процессах играет спортивный стиль и мода на здоровый образ жизни. Спрос на привлекательную внешность и красивое тело, здоровье и долголетие удовлетворяет специальная отрасль спортивной индустрии – индустрия красоты, атлетизма и фитнеса.
Термин фитнес (от англ. fitness – пригодность, соответствие) имеет современное происхождение и означает совокупность форм двигательной активности несоревновательного характера. В широком смысле под фитнесом часто понимают физическую культуру в соединении с музыкой, танцем и иными формами искусства. Цель фитнеса – внутренняя гармония, здоровье и внешняя красота человека.
Первые комплексные программы фитнеса появились в США в 1970-е годы. Именно тогда фитнес стал массовым и прибыльным бизнесом, который быстро стал распространяться в других странах и на разных континентах.
Место появления фитнеса не было случайным, тому были объективные предпосылки. Имея один из самых высоких жизненных уровней в мире, население США первым стало на себе ощущать бремя цивилизации и малоподвижного образа жизни. В 70-е годы тесты физического состояния различных групп населения выявили массу проблем со здоровьем многих американцев. Избыточный вес и ожирение, вредные привычки и гиподинамия привели к лавинообразному нарастанию численности страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, болезнями, связанными с неправильным обменом веществ и падением иммунитета.
В большинстве стран Западной Европы от 9 до 20% взрослого населения имеют ожирение (индекс массы тела > 30) и более четверти – избыточную массу тела (ИМТ > 25). На территории СНГ 30% лиц трудоспособного возраста имеют ожирение и 25% – избыточную массу тела.
В экономически развитых странах в среднем каждый третий житель имеет массу тела превосходящую максимально допустимую. В США ожирение имеют более 36 миллионов человек. Этим заболеванием страдают 35% женщин и 31% мужчин старше 20 лет, а так же 25% детей и подростков; ожирение как социальная и медицинская проблема обходится американцам в 49-70 млрд. долларов в год. Ежегодно от осложнений ожирения умирает около 300 тысяч человек.
В странах Европы цифры распространения ожирения хотя и несколько меньшие, чем в США, но тоже внушительные. В Великобритании 37% мужчин и 24% женщин имеют индекс Кетле от 25 до 30 кг/кв.м, а у 8% мужчин и 12% женщин индекс Кетле превосходит 30 кг/кв.м. Проблема ожирения обходится Великобритании в 12 млрд. фунтов стерлингов ежегодно, что составляет примерно 10% ее расходов на здравоохранение.
Как ответ на данный вызов современности стала динамично развиваться индустрия фитнеса, красоты и здоровья. В моду постепенно вошел здоровый образ жизни, красивое тело, спортивный стиль. Уже к началу 1990-х годов число занимающихся в США фитнесом достигло 4 миллионов, а к 2007 г. количество зарегистрированных членов фитнес-клубов достигло 17 миллионов человек.
Активно развиваясь во многих странах мира, бизнес в сфере фитнеса стал в последние годы многоцелевым, объединяя под своей эгидой многие направления индустрии красоты и здоровья. Двигательная компонента, составляющая несущую конструкцию фит-бизнеса, стала постепенно дополняться вспомогательными направлениями предпринимательской деятельности (см. рис.1).
Современные фитнес-центры организуют свою деятельность таким образом, чтобы она охватывала:
§ Предоставление услуг по различным практикам двигательной активности, которые составляют ядро фит-бизнеса;
§ Программы врачебного и спортивного мониторинга;
§ Консультации диетолога;
§ Индивидуальный подход к каждому занимающемуся за счет введения института персональных тренеров;
§ Комплекс предоставления услуг по омоложению и оздоровлению организма (т.н. программы антиэйджа [Anti– против; Age – возраст] – мероприятий по замедлению возрастных изменений);
§ Набор дополнительных услуг. К числу наиболее распространенных дополнительных услуг относят русские, турецкие и финские бани, фитнес-бары, возможность заниматься игровыми видами спорта, грязевые и SPA-процедуры. Повседневной практикой стало открывать при фитнес-центрах спортивные магазины с модными коллекциями для занятий физической активностью.
Вовлекая в свои ряды все новых участников, фитнес создает положительные эффекты для всех заинтересованных сторон – для государства, для организаторов бизнеса, для самих занимающихся. Каждая сторона получает свою долю социальных эффектов. Государство обретает здоровую нацию, снижение заболеваемости и повышение производительности труда, бизнес на красоте и здоровье получает все возрастающие доходы от своей деятельности, население – здоровый образ жизни, конструктивный досуг, здоровье и долголетие.
Таким образом, мода на спортивный стиль жизни и сопутствующие ему товары оказывается выгодна государству и огромному количеству участников экономической деятельности.
Однако не стоит забывать и тех субъектов, вектор интересов которых лежит в диаметрально противоположном направлении. Производители табачных изделий, пива, крепких алкогольных напитков, владельцы закусочных, кафе и ресторанов далеко не всегда заинтересованы в развитии фитнес-индустрии и спортивной моды. Не являясь прямыми противниками красивой внешности и здорового образа жизни, они, тем не менее, вынуждены защищать свой бизнес и свое благополучие.
Сильными противниками фитнеса и физической культуры в целом являются также человеческие пороки – лень, апатия, предрассудки, ложный стыд. Интересы спортивного бизнеса состоят в том, чтобы желание быть здоровым и красивым было сильнее прочих деструктивных желаний и привычек. А создание такой мотивации, в свою очередь, невозможно без помощи спортивного стиля и спортивной моды, повышения статуса физической активности в обществе.