Персональный тренер или фитнес-инструктор, бизнес которого начал развиваться успешно, всегда задумывается о том, что достигнутый коммерческий успех необходимо закрепить и расширить. Но укрупнение бизнеса неизбежно ведёт к его качественной реорганизации. Проблема здесь заключается в следующем. Начиная свой бизнес с нуля, индивидуальный предприниматель сам выполнял всю работу по привлечению клиентов, оказанию им фитнес-услуг, по ведению финансовой и налоговой отчетности.
Увеличение численности клиентов все более уплотняет рабочий график индивидуального фитнес-инструктора, удлиняет его рабочий день. Однако всему есть свои границы – в том числе и физическим возможностям человека. Поэтому организатор фит-бизнеса вынужден идти по пути реорганизации всей системы предпринимательской деятельности, нанимая на работу других специалистов или выстраивая с прочими предпринимателями кооперационные связи. Рассмотрим в общих чертах обе применяемые схемы.
Свободная кооперация организаторов фит-бизнеса. Высокий спрос на фитнес-услуги со стороны населения и корпоративных клиентов неизбежно ведёт к процессу кооперации предпринимателей и выстраиванию новой конфигурации рынков. В основе этого процесса лежит желание организаторов фит-бизнеса поставить оказание услуг на поток, значительно увеличить «пропускную способность» имеющихся предпринимательских структур. А это, в свою очередь, возможно при наличии разделения труда и унификации технологических процедур.
Индивидуальные фитнес-инструкторы, персональные тренеры, специалисты в области медицины, диетологии, косметологии, массажа, омоложения организма вынуждены договариваться о взаимном сотрудничестве, вступая в формальные или неформальные кооперационные отношения. Соглашение о кооперации означает совместное участие отдельных производителей фитнес-услуг в едином процессе. Каждый из участников системы кооперации концентрируется только на одном виде деятельности, передавая непрофильные функции специализированному оператору. Следствием кооперации является рост производительности труда, расширение клиентопотока, лучшее использование рабочего времени, тренажёров, помещений и оборудования.
Неформальная кооперация нескольких предпринимателей позволяет им на согласованных устно или письменно условиях совместно арендовать помещение для фитнес-клуба, проводить общие рекламные и PR-акции, расширять спектр предоставляемых услуг, объединять финансовые средства и усилия при инвестициях в совместные проекты. Однако неформальные договорённости играют в кооперационных отношениях двойную роль. С одной стороны, они консолидируют силы отдельных предпринимателей и направляют их в русло общего коммерческого интереса, с другой стороны, свободные договорные отношения порождают несогласованность в действиях, споры, а подчас и конфликты.
В определённой мере сгладить возможные разногласия позволяет такая форма коллективного предпринимательства как кооператив. Выбравшие эту форму организаторы бизнеса становятся членами одного юридического лица, формируют совместный капитал и органы управления предприятием. В уставных документах образованного кооператива прописываются права и обязанности его участников, способы распределения прибыли, организационная и управленческая структура компании. В отличие от неформального объединения предпринимателей формальный (т. е. созданный в соответствии с законом) кооператив – более жёсткая управленческая структура, в которой процедура принятия решений более централизована и упорядочена. Вошедшие в состав такого производственного кооператива предприниматели, самозанятые и фрилансеры в значительной степени утрачивают экономическую независимость и коммерческую самостоятельность в обмен на стабильность бизнеса.
Для многих организаторов фит-бизнеса рассмотренное выше положение «полу-предпринимателя» неприемлемо. Они считают, что вхождение в состав производственного кооператива – большой шаг в направлении отступления от основных принципов коммерческой самостоятельности и свободного предпринимательства. Проблему расширения бизнеса такие индивидуальные предприниматели пытаются решить несколько иным путём – за счёт увеличения численности наёмного персонала.
Расширение бизнеса за счёт наемного персонала. Законодательство ряда стран предусматривает возможность для индивидуального предпринимателя наём на работу необходимого персонала. Возможность трудового найма наделяет индивидуального предпринимателя полномочиями создавать юридическое лицо (предприятие) оставаясь в то же время лицом физическим. Реорганизация деятельности фитнес-инструктора или персонального тренера осуществляется в данном случае по принципу трансформации его профессиональной деятельности, в которой все большее место начинает занимать управленческий труд.
Если начинающему предпринимателю всю деятельность по оказанию фитнес-услуг и вспомогательным вопросам приходилось проводить самому, то позже, в связи с увеличением численности клиентов, отдельные участки работы стали передаваться в ведение наёмных специалистов. Так, для проведения занятий по физической активности на работу принимаются фитнес-инструкторы, для взаимодействия с клиентами – администратор, для ведения учета финансовых и материальных средств – бухгалтер и т.д. Сам же организатор фит-бизнеса занимает место генерального менеджера, который осуществляет координацию деятельности различных подразделений фитнес-клуба, руководит текущей работой персонала. В данном варианте функции владельца бизнеса и менеджера сочетаются в одном лице.
Как частный случай можно рассматривать вариант передачи функций генерального менеджера наёмному сотруднику, который осуществляет руководство фитнес-клубом от лица собственника. Такая схема также довольно широко распространена – она удобна и незаменима для тех собственников, которые расширяют бизнес до нескольких филиалов, представительств или компаний. Занимаясь общим стратегическим руководством и надзором за бизнесом, владельцам нескольких филиалов или компаний нет необходимости осуществлять текущее руководство, вникать в нюансы повседневной работы.
Несмотря на внешнюю привлекательность описанной схемы, она содержит и некие «подводные камни», которые пустили ко дну не один бизнес. Проблема заключается в том, что наёмный менеджер может иметь собственный коммерческий интерес в руководстве фитнес-клубом, проводить свою кадровую и маркетинговую политику. Не редки случаи банального воровства и нецелевого использования заработанных клубом средств, злоупотребления служебным положением, продажа конфиденциальной информации конкурентам, увода клиентов. Исключить злонамеренные действия наёмного менеджера никогда полностью нельзя и это обстоятельство делает передачу функций управления фитнес-клубом кому-либо делом очень тонким и деликатным.