Имиджевый ущерб от российского футбола

Вчерашнее поражение сборной России от Мексики в Кубке конфедераций нанесло очередной урон имиджу как Российского государства, так и отечественного спорта. И дело не только в том, что наша сборная переместилась в рейтинге ФИФА на рекордно низкую 63-ю строчку. Вопрос на самом деле гораздо более глубокий и важный.

Я бы подразделил имиджевый ущерб на несколько составляющих.

Во-первых, об управленческом факторе. За довольно продолжительный срок руководству РФС, минспорта, всевозможным спонсорам из госкорпораций так и не удалось выстроить стройную систему организации и управления футбольным хозяйством РФ. После очередного поражения в турнирах обычно меняется главный тренер, на которого списываются все проблемы и ошибки, критикуются отдельные игроки (как, например, Жирков, или Акинфеев в игре с мексиканцами), выпускается пар болельщиков в соцсетях и на ток-шоу. И всё воспроизводится уже на новом этапе.

За рубежом поражения наших футболистов рассматривают как неумение управлять футболом, как неспособность россиян к выверенному менеджменту на строгой научной основе.

Во-вторых, значительный моральный ущерб берёт на себя Россия как страна в части неэффективности трат на футбол и футбольную инфраструктуру. По соотношению внушительных расходов и очень скромных результатов мы бьём самые дурные рекорды. Многие граждане нашей страны с возмущением говорят об огромных тратах на организацию футбольных событий типа Кубка конфедераций или ЧМ-2018. Как мы уже отмечали, стоимость только одного стадиона мирового класса превышает годовой бюджет таких городов, как Курск или Брянск. Я уже не говорю об уровне вознаграждения наших футболистов, тренеров (вспомним того же Ф. Капелло, который получил от РФС 930 млн. руб.) и легионеров, которые стали притчей во языцех. В среде отечественных болельщиков и за пределами России это обстоятельство вызывает постоянные насмешки и неприкрытый сарказм.

В-третьих, имиджевый ущерб проявляется в отсутствии желания кого-либо из иностранных инвесторов делать вложения в российский футбол. Считается, что данное инвестирование капитала принесёт лишь финансовые и репутационные потери. Почти то же самое мы можем сказать о рекламных вливаниях со стороны рекламодателей и вещателей. Наш футбол за рубежом не хотят смотреть, так как он не выдерживает конкуренции с другими странами. Вот что заявляет, например, представитель китайской компании Shankai Sports Ларри Чжэн агентству RNS: «Во-первых, это низкий класс самой российской футбольной лиги и её игроков. Во-вторых, это зависит от того, как российский футбол продвигается в Китае. Чжэн отметил, что территориальная близость России не является определяющим фактором для китайских компаний с точки зрения спонсорства клубов.

«Это не зависит от того, соседи мы или нет. Испанская Ла Лига в Китае очень популярна. При этом мы не соседи», — ответил он на соответствующий вопрос. По его словам, футбол является наиболее подходящим способом рекламы для китайских компаний в данный момент.

«Футбол является маркетинговым толчком для китайских компаний», — подчеркнул он.

Наконец, следует отметить и недовольство представителей других видов спорта, которые прославляют Россию как государство и отечественный спорт в целом. Почему, вопрошают они, большие деньги закачиваются в футбол, а не в фигурное катание, единоборства, биатлон или в хоккей (с мячом, с шайбой), хотя весомую имиджевую отдачу страна бы получила в случае альтернативного инвестирования? Внятного ответа со стороны спортивных чиновников нет.

Видимо, при данном уровне менеджмента отечественному футболу так и придётся болтаться в числе аутсайдеров. Возрождение должно начаться с кадровых перемен на топ-уровне, смены моделей и идей. И тогда произойдут позитивные подвижки, о которых говорил В. Путин в 2015 году: «Проблема коренится в самой системе управления футбольной сферой, в организации отбора и подготовки перспективных ребят, в методах и формах работы с наставниками и игроками» — подчеркнул тогда глава государства. Проблема, однако, по сей день остаётся неразрешённой.

Shankai Sports объяснила низкую популярность российского футбола в Китае слабым уровнем игроков

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.