Экономика предприятия как практическая дисциплина

В экономическом мире всех участников хозяйственной деятельности подразделяют на два основных класса – физических лиц, то есть отдельно взятых людей, будь то наёмные работники или индивидуальные предприниматели, и юридических лиц, то есть предприятия, которые являются организациями, со своей структурой, назначением и организационно-правовыми формами.

Представленная дихотомия не является простой аналогией деления, по Свифту, на остроконечников и тупоконечников. Это более похоже на подразделение всех участников дорожного движения на два лагеря – пешеходов и автомобилистов. С той же проблемой существования промежуточных форм – велосипедистов, водителей повозок и наездников ослов, которых с равными основаниями можно относить и к пешеходам, и к прочим участникам движения.

В российской экономической практике переходными формами между предприятием и индивидуальным предпринимателем можно считать фермеров, владеющих стадами из тысяч голов, семейные бизнесы с крупным оборотом, не зарегистрированные в качестве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, берущих в дело наёмных работников, а также различные теневые структуры, работающие на неформальных договорённостях. В нашем курсе мы будем в основном рассматривать особенности и принципы деятельности юридических лиц, то есть предприятий, оставляя в стороне основы функционирования индивидуальных предпринимателей и упомянутых выше промежуточных форм (квазипредприятий).

Экономика предприятия как научная и учебно-практическая дисциплина исследует деятельность некоего «обобщённого» или «усреднённого» предприятия, поскольку изучить работу каждой отдельно взятой отраслевой корпорации, промышленной или сельскохозяйственной компании, сервисной или семейной фирмы физически невозможно – на это у студента не хватит ни сил, ни времени.

Поэтому для всех тех, кто хотел бы в будущем открыть своё предприятие, работать со знанием дела в коммерческой или некоммерческой организации по найму, получить современные компетенции по устройству физически существующих и онлайновых предприятий создан специальный курс по экономике предприятия, где в центре внимания находится модель компании (завода, фабрики, сервисной фирмы), обладающей всеми чертами, присущими реальной хозяйственной организации. Такая форма представления учебного и исследовательского материала позволит нам при минимальных сроках обучения получить максимум полезной теоретической и практической информации. В случае необходимости обобщённую модель предприятия мы можем легко дополнить специфическими особенностями, связанными с теми или иными нюансами – работой на различных рынках, правовых и управленческих моментах, цифровых и производственных технологиях, тенденциях исторического и перспективного развития.

Нельзя не отметить и того факта, что экономика предприятия – комплексная дисциплина, вбирающая в себя достижения и инструментарий других наук. При изучении различных российских и зарубежных предприятий мы будем использовать наработки экономической статистики, менеджмента, маркетинга, хозяйственного права, основ предпринимательской деятельности. Прямо или косвенно мы будем обращаться к истории экономики, экономике труда, психологии потребительского поведения, философии бизнеса.

Несколько вводных слов мы должны также сказать по структуре, содержанию и границам курса «Экономика предприятия». При построении учебной программы нами будут использоваться два простых принципа:

— во-первых, мы будем рассматривать материал в логике жизненного цикла предприятия, то есть от момента его создания, развития и завершения деятельности (по причине банкротства или в связи с исполнением своих задач и миссии);

— во-вторых, рассмотрение разделов и внутреннего контента мы будем вести по принципу от простого к сложному. Это улучшит понимание и запоминание изучаемой дисциплины.

Что же касается границ освещения выбранных тем, то здесь надо подчеркнуть следующее. Выше мы отмечали, что экономика предприятия – дисциплина комплексная и многогранная. По сути, каждый раздел или даже подраздел нашего учебного курса представляет собой «свёрнутый» курс прикладного характера – например, маркетинга (анализ предприятий-конкурентов, продвижения торговых марок, рекламы и проч.), менеджмента (кадрового, инновационного, финансового), правовых основ, философии бизнеса и ряда других предметов. Нашей главной задачей будет понять суть явлений, не углубляясь чрезмерно в частности. Для желающих пополнить багаж знаний в смежных темах и областях (а таких людей немало среди студентов-заочников и лиц, занимающихся самообразованием), мы будем снабжать материалы лекций гиперссылками на статьи, раскрывающие вопрос более обстоятельно.

И последнее в части изучения курса «Экономика предприятия». Темы лекций будут даны в сжатой форме для лучшей усвояемости материала. Кроме того, так студентам-дневникам и заочникам будет удобнее читать скаченные конспекты со смартфонов и планшетников, ведь зачастую изучение ведётся прямо в транспорте или прочих нестандартных условиях.

 

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.