Инвалиды, или как их ещё называют, люди с ограниченными способностями, составляют значительную часть населения планеты. Точная суммарная численность инвалидов во всех странах мира неизвестна; тем более, что данный показатель постоянно меняется в сторону увеличения из-за аварий, катастроф, старения населения, роста психических заболеваний, появления на свет детей-инвалидов. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), почти 15% населения во всём мире имеет инвалидность, что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10%. Согласно официальной статистике, в России ныне проживает около 10 млн инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 млн. (Википедия). Что же касается детской инвалидности, то по данным Министерства здравоохранения, в России на 2014 год число детей-инвалидов составило 540 тыс. 837. Это плюс 3,7% к 2013 году и плюс 9,2% к 2010 году (см. Интерфакс).
Мировосприятие, ценности, мысли, настроения людей с ограниченными возможностями в значительной степени отличаются от социального самочувствия и мировоззрения людей здоровых, располагающих большим запасом сил и энергии. Инвалидам по вполне понятным причинам больше, чем другим категориям населения, свойственны пессимизм, фрустрация, одиночество, отсутствие возможностей для самореализации и полноценного общения. Ограниченная мобильность, трудности финансового и социального характера, болевые синдромы, недостаточная чуткость окружающих – всё это ложится тяжёлым прессингом на инвалидов. И это, не говоря о имеющемся дефиците (или дороговизне) качественных лекарственных препаратов и надлежащего медицинского обслуживания.
Философии уныния, переживаний личной беспомощности, индивидуального выживания и поиска своего жизненного пути, государство и гражданское общество должно противопоставить иную философию, в основании которой лежит не гедонизм и рыночное эгоистическое поведение, а совсем иные подходы, начало которых лежат в солидарности, дружбы, взаимопомощи, меценатстве и спонсорстве.
Так как двигательная активность, подвижные игры и спорт являются действенным инструментом социализации людей, способствуют их общению и полезному времяпрепровождению, правительствам, муниципалитетам, общественным и религиозным организациям следует использовать философские положения инвалидного спорта как теоретический и практический инструмент своей работы. При этом философия инвалидного спорта членится на ряд значимых направлений. Коротко перечислим их:
- Спорт – как средство укрепления здоровья и инструмент реабилитации. Для больших масс людей с ограниченными возможностями существуют реальные пути возврата в категорию неинвалидов, то есть лиц, если и не полностью здоровых в физическом плане, но ощущающих себя полноценными гражданами без каких-либо ограничений. Домашние и коллективные упражнения, фитнес, йога, духовные и гимнастические практики, работа по специальным методикам ЛФК и массажа – всё это меняет психологию уныния на целенаправленные действия, с активным целеполаганием и исполнением намеченного.
- Спорт как развлечение и полезный досуг. Люди с ограниченными возможностями должны быть вовлечены в сферу спорта не только как активные акторы, выступающие в виде физкультурников, участников фитнес-групп или восточных практик, но и присутствовать на всех значимых соревнованиях и спортивных форумах в качестве зрителей, болельщиков. С этой целью коммерческим и некоммерческим организациям следует предоставлять квоты на места для инвалидов, которые могли бы без оплаты и в комфортных условиях присутствовать на состязаниях разного уровня.
- Спорт как площадка для общения и клуб по интересам. Инвалидам не следует долго оставаться одним, наедине со своими ранами, болезнями, финансовыми, бытовыми и прочими проблемами. Для каждодневного общения и совместных занятий требуются помещения, инструкторы, тренеры, волонтёры, специалисты по реабилитации и психологической поддержке людей с ограниченными возможностями. Долгом каждого члена общества является оказание поддержки инвалидам, которая может быть моральной (словесной), финансовой, материальной, организационной, методической, консультационной, просветительской.
- Спорт как закалка характера и способ преодоления трудностей. Государство и местные власти, при помощи энтузиастов (как из числа самих инвалидов, так и любых других юридических и физических лиц), следуя философии поддержки людей с ограниченными возможностями, организуют желающих в профессиональные сообщества, спортивные союзы и федерации – в том числе для участия в сурдлимпийском и паралимпийском спорте. Последние достижения российских паралимпийцев в Сочи-2014 показали, на что способны наши инвалиды при надлежащей поддержке государства и общества. Инвалиды, выступающие под эгидой профессионального спорта, находят в себе новые душевные и физические силы, показывают образцы мужества, упорства, твёрдости характера. Иногда инвалиды начинают показывать результаты, превосходящие достижения их здоровых коллег.
Как мне представляется, своего веского вклада в философию инвалидного спорта пока не внесли религиозные организации – в том числе основных конфессий – христианства, ислама, буддизма. Кому как не духовным наставникам своих прихожан проповедовать гуманизм, взаимопомощь, пожертвования на благие цели. Но пока потенциал мировых религий в этом отношении ещё далеко не задействован.
В современных условиях развития информационных технологий задача выхода инвалидного спорта не только за рамки регионального, но и международного уровня решается значительно быстрее, чем в доинформационную эпоху. Общение инвалидные спортивных организаций разных стран, оперативный обмен идеями и опытом, помогает вырабатывать основные разделы философии инвалидного спорта, наполнять её адекватными категориями, смыслами, практическим инструментарием.
В заключение нельзя не отметить, что философия инвалидного спорта – молодая и динамично развивающаяся дисциплина. Пока ещё не написано фундаментальных работ на эту тему. Но время такой научной, исследовательской и практической работы уже пришло.
Из инвалидов — в профессионалы
Что и как исследует философия спорта
Место философии спорта в системе гуманитарного знания
Законы развития в философии спорта
Школы и направления в философии спорта ч.1
Школы и направления в философии спорта ч.2
Философия антиспорта: средневековый регресс
Спорт как философия национального превосходства
Философия допинга: человек-машина
Философия экстремального спорта
Философия тренировки