Место философии спорта в системе гуманитарного знания

Философия спорта является комплексной, всепроникающей субстанцией познания, охватывающей как научные дисциплины, так и вненаучное знание, приходящее к человеку по линии искусства, переживаний, эмоций, соперничества, субъективных ощущений. Под эгидой философии спорта встречаются вместе и взаимно пересекаются вопросы веры в себя и преодоления трудностей, самоутверждения и дисциплины, взаимоотношений с другими людьми, победы и поражения, командного духа и индивидуализма.

Таким образом, философию спорта можно подразделить на две главные составляющие, в рамках одной из которых человек познаёт себя, свой внутренний мир, собственное «Я»; в другой – окружающий мир, общество, культуру сообществ и народов. Отсюда вытекает общая классификация философии спорта в системе гуманитарного знания, которую для наглядности можно представить в виде схемы (см. рис.1).

Рис.1. Философия спорта в системе гуманитарного знания.

Рис.1. Философия спорта в системе гуманитарного знания.

Когда мы задумываемся о смысле жизни, своём самочувствии, здоровье, внешнем виде, самоуважении, достижении тех или иных целей, мы так или иначе касаемся основополагающих вопросов философии спорта. Одни люди выбирают спорт как будущую карьеру, видя себя профессиональным атлетом, тренером или спортивным менеджером, другие рассматривают двигательную активность и спорт в качестве практических инструментов, используя их в деле сохранения и восстановления здоровья, улучшения осанки и внешнего вида, способа самоутверждения, преодоления страхов и внутренних комплексов, попадания в определённую социальную и профессиональную среду (военных, полицейских, работников спецслужб). Какая-то часть индивидов рассматривает двигательную активность и спорт как систему досуга, «боления» за свою команду или сборную.

С вызовами философии спорта сталкиваются люди с ограниченными возможностями, попавшие в тяжёлые экстремальные ситуации, связанные с авариями, несчастными случаями, стихийными бедствиями, болезнями, крушением надежд и жизненных планов, переосмысления прошлого опыта. Иногда только в таких жёстких испытаниях и переживаниях человек узнаёт себя, свои силы, волю, возможности.

Как ни странно это звучит, каждый из нас мало знает о себе – не только в плане особенностей строения тела, работы внутренних органов, латентных заболеваний, обмена веществ. Мы не знаем, как работает наш мозг, как возникают мысли, вспыхивают и затухают эмоции, формируется любовь или нелюбовь к чему-либо.

В этом смысле проблема «Nosce te ipsum» («Носцэ тэ ипсум» — познай себя), поставленная ещё античными философами и начертанная на стенах храма Аполлона в Дельфах, остаётся актуальной и по сей день. Несмотря на развитие науки, техники и технологий, мы всё так же ищем ответы на многие философские вопросы, связанные с определением личностных ценностей, добра и зла, слабости и силы, власти и справедливости.

Приобщаясь к двигательной активности, спорту, тренировкам, человек меняется не только физически, укрепляя своё тело и мускулатуру. Он меняется духовно, социализируется, познавая себя в сравнении с другими участниками физкультурно-спортивных отношений. В этом смысле мы говорим о втором направлении, обозначенном нами выше – знании об обществе, его культуре, обычаях, традициях, социальных и исторических взаимосвязях.

 

Что и как исследует философия спорта

Законы развития в философии спорта

Движущие силы спорта

Школы и направления в философии спорта ч.1

Школы и направления в философии спорта ч.2

Философия антиспорта: средневековый регресс

Философские идеи неоолимпизма

Спорт как философия национального превосходства

Философия классового спорта

Спорт как философия бизнеса

Философия допинга: человек-машина

Философия экстремального спорта

Философия инвалидного спорта

Философия тренировки

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.