Понятие предприятия

Понятие «предприятие» охватывает широкий круг организаций, функционирующих в современной экономике. Обычно под предприятием понимают организационно оформленную структуру, которая принадлежит одному или нескольким владельцам, имеет на своём балансе некоторое имущество и определённый штат сотрудников.

Хозяйственные предпосылки появления предприятий таковы:

— за счёт объединения людей и капиталов под эгидой единой структуры возникает эффект синергии – единичным, разрозненным производителям не под силу осуществить то, что делает предприятие;

— предприятие более сложная в экономическом и организационно-управленческом плане структура, нежели индивидуальное, натуральное или кустарное производство. Появление предприятий и их объединений (трестов, концернов, холдингов) характерно для ёмких и развитых рынков;

— предприятие обеспечивает единое руководство (менеджмент), кадровую, маркетинговую и сбытовую политику. Наличие значительных финансовых ресурсов даёт возможность проводить прикладные научные исследования, что в большинстве случаев недоступно единичным (индивидуальным) производителям;

В рамках предприятия осуществляется разделение труда, которое позволяет многократно повышать производительность и эффективность производственных процессов. Этот аспект в своём знаменитом примере с булавочной мануфактурой отмечает Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В частности, Смит подчёркивает, что если бы каждый рабочий делал булавки в отдельности, то вряд ли изготавливал более десятка в день. Работая совместно, 10 рабочих делают за день свыше 24 тысяч булавок в день.

Нельзя также не отметить и того факта, что предприятие – это не только экономический, но и социально-культурный феномен. Коммерческие предприятия не являются только лишь инструментом извлечения прибыли в рыночной среде, это и самореализация людей, карьера, профессиональные знания, дисциплина, отношения власти и подчинения, наставничество, уважение окружающих.

Важным моментом в системе признаков предприятия является его статус, который может быть легальным и нелегальным. Поясним это положение следующим образом. Если предприятие официальным образом зарегистрировано, имеет своё расчётный счёт в банке, реквизиты, печать, юридический адрес, занесено в реестр юридических лиц, то такое предприятие является легальным (то есть существующим на законных основаниях). Оно наблюдается надзорными и контролирующими органами, находится в поле зрения статистики и действующих правовых норм.

В противоположность легальным предприятиям существуют и нелегальные организации, которые широко вовлечены в деловой оборот во многих странах мира. Они, наряду с незарегистрированными индивидуальными предпринимателями, являются участниками теневой экономики. Отсутствие официального статуса позволяет теневым предприятиям избежать проверок уполномоченных государственных органов, уклоняться от уплаты налогов, игнорировать нормы трудового, финансового и экологического законодательства (подробнее см. здесь).

Любое предприятие, будь оно легальное или теневое, коммерческое или некоммерческое (некоммерческому предприятию закон также позволяет заниматься коммерческой деятельностью, прописанной в его уставе), удовлетворяет какую-либо потребность конечных потребителей или других производителей. Иными словами, любое предприятие имеет свою бизнес-модель. Она может серьёзно различаться в частностях, но в целом мы можем представить её в виде простой схемы (см. рис.1).

Бизнес-модель предприятия  с одним конечным продуктом

Рис.1. Бизнес-модель предприятия с одним конечным продуктом

Заставить привести в действие описанный на схеме механизм должен имеющийся спрос, наличие ресурсов, капитала и технологий, сопоставимых по своей эффективности с технологиями конкурентов. Тогда изготовленный продукт и само предприятие будут конкурентоспособными и смогут приносить прибыль.

 

Теневая экономика как явление

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.