Принято считать, что предложение в экономике спорта – это непосредственный ответ на имеющийся спрос. Однако это утверждение верно лишь отчасти. Взаимодействие между спросом и предложением имеет более сложный характер. Иными словами, далеко не всегда спрос выступает первичным фактором; иногда именно предложение инициирует дальнейший спрос и расширение потребностей. Коротко рассмотрим основные варианты ниже.
Как известно из экономической теории, закон предложения формулируется так: чем большее количество товаров или услуг востребовано потребителями, тем большие объемы продукции готовы поставить на рынок производители при сложившихся ценах. Таким образом, график предложения будет иметь восходящий характер в системе координат «количество – цена» (см. рис.1).
Рис.1. Графическое изображение закона предложения
Равновесные цены на спортивные зрелища, товары и услуги определяются путем взаимодействия спроса и предложения, которые и формируют равновесные цены (см. рис.2).
Рис.2. Пересечение кривых спроса и предложения определяет уровень равновесной цены.
Из графика на рис.2 видно, что равновесные цены могут формироваться как путем смещения спроса, так и изменения предложения. Например, в небольшом городе спрос на двигательную активность и спортивные товары был на невысоком уровне. После того, как властями был построен и сдан в эксплуатацию многофункциональный спорткомплекс (т.е. было сделано серьезное предложение), повысился спрос на тренеров, спортивные товары и инвентарь, на здоровый образ жизни.
По аналогичной схеме развиваются мультипликативные эффекты от открытия фитнес-клубов, детско-юношеских спортивных школ, спортивных секций при вузах, колледжах, школах.
Хорошими активизирующими эффектами обладают крупные соревнования, проводимые в данной местности, чемпионаты всех уровней, олимпиады и спартакиады, первенства страны, региона, города.
Специалистам по экономике спорта давно известно, что спрос на двигательную активность и спорт носит, чаще всего, неявный, «свернутый» характер. С одной стороны, дети, молодежь, люди среднего и старшего возраста, инвалиды, морально готовы заниматься определенными видами подвижных игр или спортом «нетяжелого» направления – спортивными танцами, бильярдом, боулингом, кёрлингом и т.д. С другой стороны, для реализации этих потенциальных потребностей необходимо соответствующее предложение в виде инфраструктуры, спортсооружений, транспорта, квалифицированного персонала, «шаговой доступности», внешней мотивации. И, конечно, желающим потреблять многие виды спортивных услуг требуются денежные средства и хотя бы относительный досуг.
Однако следует подчеркнуть, что стимулирующее действие предложения действует в относительно узком диапазоне. Согласно закону убывающей полезности, количество потребителей спортивных зрелищ и услуг начинает прирастать все более медленными темпами с увеличением предложения. Например, если в городе был только один профессиональный спортклуб, число болельщиков составляло 10 тысяч человек. Если появляется еще один равный по статусу клуб, это не означает, что число болельщиков в городе удваивается. Точно также мы можем говорить о появлении третьего, четвертого и так далее клубов.
Для поддержания стабильно высокого уровня количества потребителей спортивных товаров и услуг требуется не только спрос и предложение на локальном уровне. Задача стоит, как правило, более масштабная – в создании системы организованных рынков по всем направлениям спортивной и околоспортивной деятельности. О их специфике и значении мы поговорим ниже.