Физическая культура и спорт представляют собой настолько объёмную, сложную и разнообразную сферу человеческой жизнедеятельности, что одна какая-либо универсальная наука не в состоянии охватить все её аспекты и особенности. В связи с этим обстоятельством физическая культура и спорт является объектом изучения широкого спектра наук, каждая из которых исследует определённую проблематику и имеет свою направленность. Такой дифференцированный подход позволяет учёным и специалистам-практикам использовать выгоды от специализации на определённой отрасли знания. Работая в достаточно узкой сфере, исследователь может более глубоко вникнуть в суть и нюансы изучаемой науки, разобраться во всех её тонкостях и специфике.
Однако у специализации имеется и обратная сторона. Так, например, правовые основы физической культуры и спорта являются междисциплинарной наукой, то есть охватывают многие стороны спорта, физического воспитания, профессионального спорта и спортивного бизнеса, истории и экономики двигательной активности, менеджмента спорта и других дисциплин (см. рис.1).
Таким образом, чтобы составить качественные законы и другие нормативно-правовые акты, специалисту-правоведу следует учесть разработки всех наук о физкультуре и спорте. Эта особенность правовых основ физической культуры и спорта подразумевает знание как сопряженных с физкультурно-спортивным правом профессиональных дисциплин, так и методов их исследования. Коротко остановимся на их рассмотрении.
Теоретическую основу физической культуры и спорта, её мировоззренческую платформу формирует философия спорта и здорового образа жизни. Философия спорта вырабатывает обобщённую систему взглядов на физическую культуру, спорт и физическое воспитание граждан, исследует познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к физическим упражнениям и спорту. Философия спорта оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых спортивных идеалов, нравственных и культурных ценностей. При этом философия спорта тесно соприкасается с философией права – с наукой о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Философия права отличается от правовых основ физической культуры и спорта и других юридических наук тем, что ставит и решает отмеченные проблемы на философском уровне.
Философии спорта присущ нормативный подход, то есть основанный на социальных нормах, ценностях и идеалах, принятых в данном обществе (что считается правильным и предосудительным, справедливым и несправедливым, полезным или вредным и т.д.). В определённом смысле философия спорта вырабатывает идеальную модель физической культуры и спорта в какой-либо стране или регионе, а также указывает пути по ее практической реализации. Основные методы исследования в философии спорта – наблюдения, обобщения, научной абстракции, анализа и синтеза.
Важное место в системе физкультурно-спортивных наук занимает социология спорта – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в связи с физической культурой и спортом. Социология спорта изучает закономерности функционирования, развития и взаимодействия социальных общностей разного типа как составных элементов физкультурно-спортивной системы. Основным методом исследования в социологии спорта является метод опросов различных групп специалистов, спортсменов, болельщиков, тренеров, а также граждан данной страны или региона. В результате опросов выявляются основные позиции и мнения по исследуемым проблемам, и тем самым формируется определённая база для нормотворчества и регламентации физкультурно-спортивных отношений.
Особое значение для правового оформления физкультурно-спортивных отношений играют такие науки как педагогика и психология спорта. Известно, что физическое воспитание – неотъемлемая составляющая гармоничного развития личности. И если общая педагогика – это наука о воспитании человека, то педагогика спорта раскрывает цели, задачи и закономерности развития личности в системе физической культуры и спорта.
Непосредственно связана с педагогикой психология спорта – направление психологической науки, предметом которой является изучение закономерностей проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Наиболее распространенные методы педагогики и психологии спорта – это метод личного примера, метод рефлексии и экспериментальный метод.
Немаловажную роль в выработке адекватных правовых норм в сфере физической культуры и спорта играют и такие гуманитарные науки, как экономика и история спорта. И если экономика спорта изучает хозяйственную сторону деятельности отрасли и формирует основу для экономико-правовых элементов физкультурно-спортивного законодательства, то история спорта накапливает знания об исторических фактах в физкультурно-спортивном движении, то есть изучает физкультурные теории, идеи, спортивный путь отдельных личностей и команд в их хронологической последовательности.
Все отмеченные нами гуманитарные науки о физической культуре и спорте составляют фундаментальную основу для физкультурно-спортивного права, его теоретическую и методологическую платформу. Только надлежащее изучение всего комплекса наук о физкультуре и спорте дает возможность составить качественные правовые и подзаконные акты в физкультурно-спортивной сфере, упорядочить и регламентировать правовые отношения в спортивной отрасли.