Маркетинг часто определяют, как науку о рынке и рыночных взаимосвязях, которые производители и продавцы должны использовать в своих целях. Стремление к получению прибыли понятно и объяснимо, но возникает естественный вопрос о морально-этических аспектах маркетинга, о том, может ли товаропроизводитель вводить в заблуждение потребителя во имя экономии и роста продаж? Естественно, немаловажен и вопрос о реакции на такие манипуляции потребителей – как они расценивают сомнительные действия игроков рынка?
Эту маркетинговую и этическую проблему попытался прояснить Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который опубликовал сегодня соответствующее исследование. Основная цель опроса ВЦИОМ состояла в том, чтобы узнать, как оценивают россияне манипуляции с изменением размера упаковки продукта при уменьшении его массы и увеличении цены.
Примерно половина опрошенных заявила, что самостоятельно занимаются покупкой продуктов для своей семьи – чаще всего это делают домохозяйки и люди старшего возраста. Конкретные цифры таковы: наиболее часто покупки делают женщины (62%) и люди в возрасте от 45 до 59 лет (53%) и старше 60 лет (58%). Еще 40% опрошенных участвуют в покупке продуктов наряду с другими членами семьи (39%), преимущественно мужчины (50%) и представители молодежных групп 18-24 года (58%) и 25-34 года (44%).
Из числа опрошенных 72% наших сограждан отмечают, что в последние пять лет объём и вес упаковок продуктов уменьшился при сохранении прежней цены или её повышении. Особое внимание на это обратили жители городов-миллионников (77%). Еще 14% не заметили таких изменений.
Уменьшение упаковки организованно производителями продуктов – убеждены три четверти россиян (74%). Особенно распространена эта точка зрения среди молодых людей 25-34 лет (80%) и жителей Москвы и Санкт-Петербурга (80%). Наряду с этим 38% респондентов видят инициаторами таких изменений магазины или торговые сети. Основные цели таких изменений большинство опрошенных связывают с попытками обмануть покупателей (65%).
При этом у большинства наших соотечественников изменение веса и объёма упаковок продуктов вызывает негативную реакцию (60%). Особенно сильное раздражение в связи с этим испытывают жители городов с населением в 500-900 тыс. (65%) и сел (64%). Реже испытывает негативные эмоции по данному поводу молодежь в возрасте 18-24 лет (52%) и 25-34 лет (44%).
На фоне этого около половины опрошенных считает, что не на всех упаковках продуктах легко найти информацию о весе или объеме (42%). Также 66% россиян убеждены в необходимости увеличить надписи на упаковках, а идею дополнительно указывать на ценниках стоимость в пересчете на кг/литр продуктов поддержало 58% наших сограждан, преимущественно жители городов с населением 500-900 тыс. человек (62%).