О динамике развития массового спорта в России

За последние годы финансирование массовой физической культуры в России существенно возросло – увеличилось количество современных спортивных объектов, численность людей, занимающихся двигательной активностью, изменилось в позитивную сторону отношение людей к спорту и здоровому образу жизни. Положительные сдвиги можно отметить как на организованных рынках спортивно-массовых мероприятий, так и в сегменте самостоятельных занятий физкультурой.

Проведенный 30-31 марта 2013 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения опрос населения подтвердил цифрами отмеченную благоприятную динамику развития массового спорта в нашей стране. Согласно данным опроса, за последние семь лет оценка положения дел в сфере развития физической культуры и спорта существенно улучшилась: доля россиян, позитивно оценивающих ситуацию, выросла с 42 до 59%. Позитивные оценки дают в основном молодые россияне (70%). И одновременно меньше стало тех, кто считает, что положение дел в данной сфере — негативное (с 44 до 30%).

Спортом с той или иной периодичностью занимается половина опрошенных россиян (52%, в 2006 году — 39%), в том числе 10% — ежедневно, 14% — несколько раз в неделю, 9% — раз в неделю, 7% — несколько раз в месяц, 11% — несколько раз в год.  За последние семь лет заметно увеличилась доля тех, кто занимается спортом  регулярно: ежедневно — с 6 до 10%, несколько раз в неделю — с 8 до 14%. Наиболее активно занимаются спортом (не реже, чем несколько раз в неделю) 18-24-летние респонденты (40% против 16% среди пожилых), москвичи и петербуржцы (33%). Мужчины несколько чаще сообщают о регулярных занятиях спортом, нежели женщины (27 против 22% соответственно).

Самые популярные виды спорта среди респондентов — комплексные занятие физкультурой (43%). Причем по сравнению с 2006 годом, возросла популярность комплексных занятий физкультурой (с 31 до 43%).   Менее востребованы занятия легкой атлетикой (15%), плаванием (14%), лечебной физкультурой (14%). Самые непопулярные виды спорта — борьба, баскетбол (по 2%),  хоккей (1%).

Главная причина, по которой россияне игнорируют занятия спортом или редко им занимаются — отсутствие времени на них (37%). Многие также признаются, что не испытывают подобной потребности (28%), а также сетуют на плохое состояние здоровья (23%)  и отсутствие силы воли (22%).  Менее актуальные факторы — нехватка денег (6%, в 2006 году — 11%), неразвитость спортивной инфраструктуры в месте проживания (4%), отсутствие возможности заниматься с тренером (3%).

Полученные ВЦИОМ данные показывают нам общие тенденции и подкрепляют их конкретными количественными данными, однако не могут указать причины этого многопланового явления. Истинные предпосылки к изменению отношения к двигательной активности вообще и к различным видам спорта в частности остаются за пределами поля зрения социологов.

Попробуем разобраться в данном социокультурном феномене с точки зрения трансформации экономических, социальных и психологических факторов, качественно меняющих общественное сознание россиян.

Одной из наиболее весомых причин изменения отношения населения России к двигательной активности стал неуклонный рост доходов и благосостояния, отмечаемый за последние годы. Во многих странах мира замечена тенденция роста интереса людей к спорту при нарастании благосостояния. В экономической теории данный феномен описывается в терминах эластичности спроса по доходу.

Проще говоря, широкие круги населения, достигшие определенного уровня благосостояния, начинают больше обращать внимания на свою внешность, самочувствие, работоспособность, энергичность, личную конкурентоспособность. Применяя классификацию А. Маслоу, можно сказать, что закрыв наиболее насущные потребности в пище, одежде, жилье, материальных благах, население начинает больше внимания уделять потребностям более высокого уровня – в укреплении имиджа, здоровья, продлении трудоспособного возраста, в активном отдыхе с семьей.

Второй момент, который повлиял на приобщение россиян к физической культуре и здоровому образу жизни – это спортивный бизнес на двигательной активности, лидером в котором является фитнес-индустрия.

Фитнес преобразил бывшую советскую физкультуру в имиджевую двигательную активность. Сам прошлый образ физкультурника в трико с оттянутыми коленками теперь заменен, стараниями фитнес-клубов, на образ успешного и энергичного человека, управляющего своим здоровьем, весом и телосложением по современным методикам.

Косвенное подтверждение указанным качественным изменениям в отношении и сознании потребителей мы найдем в тех же результатах опроса ВЦИОМ. Так, мы можем увидеть, что улучшились показатели регулярности занятий двигательной активностью на недельных интервалах. Число людей, занимающихся спортом 2-3 раза в неделю, увеличилось с 8% в 2006 г. до 14% в 2013 г. Также возросло и число лиц, занимающихся спортом 1 раз в неделю – с 6 до 9%. А вот количество людей, занимающихся физической культурой 1-3 раза в месяц даже сократилось – с 8 до 7%. Почти не выросло и число занимающихся несколько раз в год; таковых было в 2006 г. – 10%, в 2013 – 11%.

На наш взгляд, именно фитнес-клубы придают занятиям двигательной активностью устойчивый и регулярный характер. Причем не в последнюю роль играет и финансовый фактор – потребители, заплатив за определенный период занятий в фитнес-клубе, не хотят, чтобы деньги пропадали впустую и стараются ходить на занятия даже тогда, когда приходится преодолевать лень.

Из сведений, предоставленных социологами, мы также видим, что фитнес (куда также включили йогу и тренажерный зал), оттянул у других видов спорта приличные потребительские контингенты. Так, если фитнесом в 2006 г. занималось 31% населения, то к 2013 г. эта доля выросла до 43%. При этом по многим другим видам спорта (за исключением лыж и плавания) количество занимающихся сократилось – по футболу с 16 до 8%, по волейболу с 9 до 6%, по баскетболу с 5 до 2%, по хоккею с 3 до 1%.

Увеличение финансирования государством физической культуры и спорта также увеличило количество людей, занимающихся спортом. Но данный фактор не является в общей мотивации ведущим – особенно для самой массовой категории – неорганизованных рынков, в которых люди занимаются пробежками, утренней гимнастикой и т.д. в инициативном порядке.

К сожалению, мы не имеем данных по замерам корпоративного спорта – сколько предприятий в нашей стране создает трудящимся условия для индивидуальных и семейных занятий, сколько предоставляется бесплатных путевок в фитнес-клубы, какое количество ежегодно проводится внутрикорпоративных соревнований и проч. Отсутствуют также сведения по двигательной активности инвалидов и людей пенсионного возраста.

Но уже сейчас видны некоторые позитивные сдвиги во многих сегментах массового спорта, которые следует продолжать наращивать. Тем более, что резервы для этого есть – например, в Германии количество занимающихся достигает 60%. Но, видимо, и это не предел. Будет весьма интересно наблюдать, насколько будущая сочинская Олимпиада повлияет на желание россиян заниматься спортом.

См. также: О динамике развития массового спорта в 2015 году

Двигательная активность и здоровый образ жизни россиян в 2017 году

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.