Современные рынки спортивных товаров, услуг и информации характеризуются быстрым развитием и обострением конкуренции. Напряженную борьбу за потребителей, зрителей, покупателей и пользователей Интернета одновременно ведут десятки и сотни тысяч производителей в лице спортивных телеканалов, радиостанций, специализированных веб-сайтов, профессиональных клубов, спортивных магазинов, спортсооружений и фитнес-клубов. В систему конкурентных отношений вступают также субъекты смежных отраслей предпринимательства – такие, как развлекательное телевидение, кино, эстрада, цирк, событийный туризм и другие сферы досуговой деятельности. Свою долю рынка стремятся приобрести и расширить представители индустрии красоты и здоровья, санаторно-курортного дела, ресторанного бизнеса.
Внутри огромной массы компаний спортивной индустрии и смежных отраслей происходит непрерывное движение: одни предприятия улучшают свои бизнес-позиции, другие напротив, ухудшают.
Центральной задачей менеджмента каждой компании или профессионального спортивного клуба является ее успешная работа как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, обеспечение стабильной, прибыльной деятельности и сохранение на надлежащем уровне ее конкурентоспособности. Как показывает экономическая практика, решить эту сложную, комплексную задачу можно лишь с учетом изменений, происходящих во внешней и внутренней среде компании, путем отслеживания и анализа инноваций, внедряемых конкурентами. В противном случае компанию ожидает застой, который плавно переходит в рецессию с постепенным ухудшением финансовых и спортивных результатов. Причем это касается как отдельных субъектов рынка, так и целых отраслей промышленности или спортивной индустрии.
Для большей наглядности проиллюстрируем сказанное следующим примером. Профессиональные футбольные клубы России были долгое время изолированы от мировой футбольной индустрии в плане обмена игроками, тренерами, методиками подготовки и восстановления спортсменов. В 1970-1980-е годы в бывшем советском, а затем и российском футболе не выступали легионеры, не работали иностранные специалисты. В силу многих экономических и политических причин процессы обмена и передачи опыта были затруднены, изменения технического, технологического, научного характера внедрялись в нашей стране не в полной мере или со значительным отставанием от лучших клубов Европы и мира. В результате клубный футбол России отстал, снизилось качество игры в профессиональных футбольных лигах. А это, в свою очередь, не могло не сказаться на выступлениях сборной команды страны, которая за период 1990-2006 гг. не смогла показать удовлетворительных результатов. Неоднократные попытки решить данную системную проблему за счет замены главных тренеров неизменно кончались очередным конфузом и последующей отставкой. В конце концов руководителям отечественного спорта и РФС стало ясно, что одним махом такую сложную проблему решить нельзя, здесь нужен современный научный подход, качественный менеджмент, изучение передового опыта и адаптация его под существующие российские реалии.
Конкурентная борьба в спорте и бизнесе отличается тем, что люди и организации, почивающие на лаврах, довольно быстро утрачивают лидирующие позиции, переходят в разряд середнячков, а затем и вовсе становятся аутсайдерами. Их место занимают новые лидеры, более энергичные, прагматичные, целеустремленные. Если взглянуть на этот процесс более пристально, то мы увидим в нем определенные закономерности.
Первая из них состоит в том, что поступательное движение вперед может происходить в спорте за счет ограниченного набора факторов.
Среди них:
- Природный талант индивида;
- Раскрытие и высвобождение резервов организма (в том числе за счет различных стимуляторов и допингов);
- Новые методики подготовки, тренировки, командной и индивидуальной тактики;
- Новые спортивные тренажеры, одежда, обувь, экипировка.
Для получения результатов мирового уровня атлеты, тренеры и спортивные организации стараются в полной мере задействовать ресурсы каждого направления.
В профессиональном спорте огромное значение придается поиску и раскрытию талантов спортсменов. Участники соревнований всех уровней тщательно просматриваются; наиболее способные и одаренные берутся специалистами на заметку, приглашаются в более элитные школы и клубы. Из тысяч подающих надежды спортсменов результатов мирового уровня добиваются, как правило, несколько десятков в каком-либо виде спорта в отдельно взятой стране. Конкуренция за право выступать в основном составе сборной на чемпионатах мира, Европы или Олимпиадах чрезвычайно высока. Здесь побеждают те спортсмены, природный талант которых помножен на упорные каждодневные тренировки.
Однако одних лишь способностей и талантов, пусть даже самых выдающихся, бывает недостаточно для побед над сильным противником. Здесь нужны лучшие методики тренировки, оборудование, спортивная экипировка. Требуется также анализ всей информации о лучших достижениях элитных спортсменов, о новых научных разработках в сфере спортивной медицины, физиологии, биомеханике, фармакологии, психологии, менеджмента. Иными словами, для достижения высших спортивных результатов требуется:
- осуществлять непрерывный поиск новых способов и методов, дающих максимальный результат самостоятельно;
- пристально следить за конкурирующими командами и спортсменами, которым по каким-либо параметрам удалось оторваться от прочих атлетов.
Таким образом, мы отмечаем вторую закономерность в процессе повышения конкурентоспособности – постоянный поиск инноваций, разработка своих или освоение чужих нововведений, которые дают некоторый прирост спортивных результатов.
Возьмем, к примеру, биатлонистов или лыжников. Казалось бы, простые виды спорта, которые не требуют существенных инноваций технического и технологического плана. Однако таким бывает поверхностный взгляд непосвященного наблюдателя. На самом деле за последние 20-25 лет конструкции и материал лыж, креплений, ботинок, комбинезонов спортсменов претерпели существенные изменения. В арсенале современных лыжников и сервисменов находится огромный выбор инструментов для изменения скольжения и жесткости лыж, учета изменений температуры снега и воздуха. И это, не говоря о мобильной связи спортсменов с тренерами, программными продуктами, позволяющими оптимизировать раскладку сил по дистанции.
Известно, что лучший биатлонист последних лет норвежец О.Э. Бъорндален привозит с собой на соревнования 25-30 пар лыж (каждая из которых весит менее 1 кг), подбирая конкретную пару под нужный температурный и погодный режим. Сохраняя свои методики и способы тренировки в тайне от соперников, Бъорндален с завидным постоянством одерживает победы на соревнованиях самого высокого уровня, включая Олимпиады и этапы Кубка мира.
Способ освоения передового опыта других спортсменов и спортивных организаций получил название бенчмаркинга. Суть бенчмаркинга состоит в том, что спортивный клуб, торговая или промышленная компания изучает деятельность лидеров спортивной индустрии, сравнивая их работу со своей моделью бизнеса, и, если это возможно, заимствуют передовые методы для внутреннего пользования.
При анализе передового опыта и инноваций лидеров спортивного рынка выясняются такие вопросы, как:
- Насколько адекватны современным требованиям способы физической, тактической и психологической подготовки спортсменов к соревнованиям;
- В чем состоят сильные и слабые места нашей организации по сравнению с теми, кто добился лидирующего положения;
- Какова маркетинговая политика конкурентов и какие инновации они используют;
- Какие методы мотивации и менеджмента используют в лучших спортивных организациях мира;
- Насколько отличается уровень оплаты труда в нашем клубе и клубах-лидерах;
- Оптимальна ли численность персонала в организации;
- Каково соотношение доходов и расходов от различных направлений деятельности;
- Как отличается уровень издержек и каково соотношение «затраты – результаты» по разным видам деятельности.
Ответы на поставленные вопросы служат основой для корректирования спортивной и коммерческой работы профессионального клуба или спортивной организации. При необходимости производятся кадровые перестановки, совершенствуются способы взаимодействия с потребителями, оптимизируются бизнес-процессы.
Следует отметить, что реализация бенчмаркинга спортивными клубами и организациями на практике сопряжена с определенными трудностями. Квинтэссенцией бенчмаркинга является заимствование и использование чужого опыта в своей деятельности. Однако многие из вопросов, интересующих конкурентов, лидеры не раскрывают, так как конфиденциальность является основой для сохранения лидерства. Раскрытие своей коммерческой тайны в области физической и психологической подготовки спортсменов, трансфертной политики, способов взаимодействия с болельщиками и партнерами чревато утратой достигнутого положения.
Использование только той части информации, которая является открытой, не дает возможности догоняющим клубам и сборным командам полностью «сложить мозаику» коммерческого успеха лидера, оставляя вне поля зрения наиболее значимые компоненты.
Особую значимость имеет проблема повышения конкурентоспособности наших спортсменов, тренеров, спортивной науки и инноваций для современного российского спорта. Неудачи на ванкуверской Олимпиаде-2010 показали, что нам нужно много работать как в изучении передового опыта лидеров мирового спорта, так и в разработке отечественных спортивных, организационных, технологических и всех прочих инноваций. Если этого не произойдет, то нам, к сожалению, не помогут родные стены сочинской Олимпиады-2014 и футбольного ЧМ-2018 года.