Использование интернет-ресурсов в деятельности спортивных организаций (Часть 1)

Современная глобальная сеть Интернет представляет собой сложное взаимодействие различных структурных элементов и технологий, содержит на начало 2011 г. более 220 млн. сайтов. Чтобы собрать в единую систему всю эту гигантскую совокупность отдельно взятых производителей и 2,5 млрд. потребителей информационного контента, необходимо было решить множество задач технического, экономического и социального свойства. Например, чтобы появились единые для всего мира протоколы передачи данных, необходимо было придумать и внедрить принципы стандартизации, а это уже затрагивало, как указывают А.А. Калмыков и Л.А. Коханова, политико-экономические аспекты [1, с.59].

В огромном массиве Интернет-сайтов нам необходимо выделить те ресурсы, которые в той или иной степени относятся к физической культуре и спорту. Посетителей спортивных сайтов, по принятой австрийской компанией Shop Consult by Umbesh градации на четыре равноправных сегмента (см. рис.1).

Рис.1. Критерии классификации Интернет-ресурсов.

Рис.1. Критерии классификации Интернет-ресурсов.

Анализируя данную концепцию применительно к Интернет-ресурсам, руководитель проекта Sport.ru К. Сторчак считает [2, с.21-22], что к сегменту безопасности относятся сайты, посвященные поиску работы, сайты по религии, безопасности, здоровью. В сегменте «социальность» находятся Интернет-сайты, которые анонсируют какие-то культурные мероприятия, сайты для женщин, сайты, посвященные продаже цветов, подарков и т.д., т.е. это сайты, выражающие интересы человека.

В третий сегмент – «новаторство» – попадают все поисковые системы – Google, Yandex, Rambler, которые, по сути, являются образовательно-исследовательскими системами.

Спортивные сайты, по мнению К. Сторчака относятся к категории «альфа». Нам представляется, что представленная выше классификация не вполне адекватная и достаточно односторонняя. Так, под «спортивными сайтами» К.Сторчак понимает исключительно ресурсы, относящиеся к профессиональному спорту и СМИ, освещающую его деятельность. Но даже и в этом случае веб-сайт, посвященный, например, футбольному клубу ЦСКА, затрагивает тематику патриотизма и Родины (сегмент «безопасность»), дружбу и солидарность (сегмент «социальность»), исследования и инновации (сегмент «новаторство»).

Мы предлагаем иную градацию. В виде блок схемы она представлена на рис.2. Исходя из подразделения физкультурно-спортивной отрасли на отдельные рынки в системе спортивной индустрии, следует выделить тематические сайты по принципу отраслевой принадлежности, а не по отдельным чувствам или эмоциям. Предложенный нами вариант классификации основан на более четких принципах, исключает смешение и неопределенность.

Рис.2. Классификация веб-сайтов по принципу принадлежности.

Рис.2. Классификация веб-сайтов по принципу принадлежности.

Существующее многообразие Интернет-ресурсов спортивных организаций, предприятий, отдельных спортсменов или групп любителей спорта гармонично вписывается в рамки предложенной градации, главным достоинством которой является простота и ясность.

Спортивное предпринимательство в Интернете, как новый сегмент бизнеса, стало формироваться в большинстве развитых стран мира к концу 1980-х – началу 1990-х годов. В этот период в глобальной сети начинают появляться первые специализированные Интернет-ресурсы спортивных организаций, международных федераций, фан-клубов, спортивных СМИ и прочих участников спортивной индустрии.

Первоначально спортивные Интернет-ресурсы функционировали только в информационном режиме, снабжая пользователей данными о перечне услуг, предоставленных теми или иными организациями физкультурно-спортивной отрасли, об ассортименте спортивных товаров, о тех или иных спортивных событиях.

По представленным в коммерческих сетях товарным группам спортивной продукции сделки купли-продажи напрямую (в режиме он-лайн) совершить было невозможно, так как для этого не было соответствующих программных продуктов и операционных процедур. В связи с этим обстоятельством пользователи компьютерных сетей прибегали к услугам телефонного рынка, который дополнял рынок информационный (см. рис.3).

Рис.3. Рынок электронной коммерции на начальном этапе развития.

Рис.3. Рынок электронной коммерции на начальном этапе развития.

Так, например, организаторы торговли спортивными товарами изучали представленные в Интернете веб-ресурсы производителей спортивной продукции, анализировали указанные цены, после чего вступали в переговоры о конкретных условиях закупки тех или иных групп изделий, билетов, атрибутики.

С развитием аппаратного и программного обеспечения увеличились возможности организаторов спортивного бизнеса и пользователей всех типов в части ведения электронной коммерции, а также получения через Интернет обширного набора спортивных товаров, услуг и информации. В настоящее время операционные возможности рынков спортивной Интернет-индустрии заметно возросли, и темпы их развития не снижаются. Ныне хорошо отлажены и бесперебойно действуют билетные системы Интернет-торговли, информационные ресурсы профессиональных спортивных клубов, международных спортивных организаций. С каждым годом все большее число пользователей обращается к услугам Интернет за информацией о соревнованиях, о любимых спортсменах, о способах оздоровления и поддержания здоровья в системе фитнес-клубов.

Современное понятие спортивной Интернет-индустрии объемно и многомерно, в него входят целые комплексы виртуальных рынков и их инфраструктуры. Под рынком электронной коммерции в сфере физической культуры и спорта мы будем понимать всю совокупность отношений по поводу купли-продажи в виртуальной реальности – спонсорство, рекламные акции, коммерческие сделки, исследования рынков и проч.

Использование спортивными организациями, клубами, болельщиками и СМИ рынков Интернет-коммерции идет в двух ключевых направлениях:

  • во-первых, как новой перспективной сферы для основного деятельности;
  • во-вторых, виртуальное пространство быстро осваивается представителями офлайнового спортивного бизнеса как вспомогательный инструмент, создающий новые возможности в уже существующем предпринимательском деле (см. рис.4).
Рис.4. Схема подразделения на основной и дополнительный бизнес в Интернет-пространстве.

Рис.4. Схема подразделения на основной и дополнительный бизнес в Интернет-пространстве.

Кратко рассмотрим каждое из отмеченных направлений. С развитием IT-технологий для организаторов спортивного бизнеса открылись новые, невиданные ранее возможности по освоению нового экономического и информационного пространства, предоставляемого Интернетом. Открылся еще один мир, свободный для доступа и освоения, с низкой конкуренцией и большим потенциалом роста.

Широкие перспективы открылись для физкультурно-спортивного бизнеса в области предоставления разнообразных услуг – в сфере дистанционной продажи входных билетов, Интернет-торговли, средств массовой информации, взаимодействия с болельщиками и спонсорами.

Развитие глобальной сети Интернет, активная компьютеризация населения и предприятий, создали спрос на новые программные продукты и услуги в сфере физической культуры и спорта, которой требуются особые предприниматели-интеллектуалы, способные работать в областях интегрированного знания – двигательной активности и IT-технологий, а также выдерживать конкуренцию на международном уровне (т.к. Интернет делает конкуренцию глобальной).

В последнее десятилетие рынок спортивной Интернет-индустрии вырос в десятки раз, на нем образовались и закрепились сотни тысяч спортивных организаций, предприятий и отдельных атлетов. Столь быстрый рост предпринимательской активности в сфере электронной коммерции объясняется, помимо предъявляемого спроса на различные спортивные услуги и товары, относительно невысокими затратами на открытие и ведение бизнеса. Так, открытие и издание собственной спортивной газеты или журнала в бумажном варианте будет стоить предпринимателю на порядок больше, чем в виртуальном пространстве. Открытие виртуального магазина спортивных товаров в Интернете будет дешевле физически существующего объекта на два порядка. Иными словами, выгоды для физкультурно-спортивного бизнеса налицо.

Нельзя не отметить и преимущества Интернет-пространства для уже существующих спортивных организаций и федераций, которые имеют возможность сочетать инструменты реального и виртуального бизнеса. В этом случае они гармонично дополняют друг друга, делают бизнес более эффективным и диверсифицированным. Кроме того, Интернет обеспечивает высокую оперативность коммерческой информации и обратную связь с потребителем. Выяснить у пользователя Интернет его мнение о спортивном товаре или услуге не представляет большой сложности, причём сделать это можно весьма быстро. Это является большим подспорьем для реального физкультурно-спортивного бизнеса.

Обработать полученные данные также относительно просто, а собранная посредством Интернета информация всегда будет актуальной. Именно это и позволяет организаторам спортивного бизнеса гибко менять свою маркетинговую и ценовую политику в зависимости от изменяющихся обстоятельств и потребительского спроса.

Вместе с тем система электронной коммерции позволяет не только изучать потребительский спрос; Интернет даёт спортивным организациям и предприятиям спортивной индустрии многомиллионную потребительскую аудиторию по минимальной цене. Действительно, стоимость полноценной рекламной компании с использованием Интернета намного ниже, чем при ведении традиционной рекламной кампании. И всё это – круглосуточно, с высокой степенью автоматизации.

Интернет позволяет организаторам физкультурно-спортивного бизнеса обращаться к зарубежным потребителям, продвигать свою торговую марку на внешних рынках. При этом имеется возможность предоставлять потенциальным клиентам свои планы выпуска на рынок новых продуктов, презентовать их потребительские свойства, давать рекомендации по их применению. Интернет обеспечивает возможность личного обращения к каждому потребителю (болельщику) и двустороннее общение с ним, – в том числе в режиме «он-лайн». Таким образом, можно оперативно выявить нарекания и рекламации покупателей спортивных товаров и болельщиков, рассматривать их пожелания. А эта информация, в свою очередь, даёт основу для новых подходов, перестройки программы обслуживания клиентов и изменений ценовой политики.

Наконец, Интернет предоставляет организаторам физкультурно-спортивного бизнеса новые возможности и инструменты сбыта своей продукции в части создания Интернет–магазинов, электронных платёжных систем, автоматизированных систем сбыта и бухгалтерского учёта. Транспарентность (информационная прозрачность) бизнеса в части сбыта создаёт большие трудности для посредников в деле «накручивания» цен на входные билеты и спортивные товары.

Весьма полезными инструментами электронной коммерции, которые широко используются в деятельности спортивного бизнеса, являются различные формы и способы информационного обслуживания потребителей в он-лайн режиме. Общая идея здесь такова: расширить клиентуру фирмы и увеличить количество продаж спортивных товаров возможно за счет представления пользователям всего спектра коммерческих данных, актуальных на текущий момент – имеющегося товарного ассортимента, цен, скидок, рассрочек платежей, условий доставки.

Для потребителя такой инструментарий весьма удобен, так как всю необходимую коммерческую информацию можно получить прямо из офиса или домашнего компьютера. Заходя на сайт спортивного клуба, Интернет-магазина или компании-поставщика, пользователь получает возможность:

а) узнать, имеется ли товар в наличии, достаточны ли запасы товара на складе;

б) какова текущая цена товара для розничного и оптового покупателя;

в) имеются ли торговые наценки или дисконты при продажах в кредит;

г) узнать, входит ли интересующий покупателя товар в число лидеров продаж; ознакомиться с рейтингами продаж;

д) получить информацию, имеются ли нужные товары в Интернет-продаже и каковы условия доставки к местонахождению заказчика.

Вполне естественно, что такая информационная открытость привлекает потребителей из числа любителей спорта. Создаются возможности привлечения новых клиентов из рядов пользователей Интернета. Таким образом, предоставление удобных инновационных решений из области IT-технологий развивает физкультурно-спортивный бизнес и клиентскую базу, совершенствует взаимодействия по линии «потребитель – производитель» и «спортклуб – болельщик».

Литература:

  1. Калмыков А.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов /А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383 с.
  2. Сторчак К. Актуальность использования Интернет-ресурсов для развития спортивного спонсорства и рекламы в России. Интернет-портал как эффективный инструмент спортивного маркетинга //Спорт: экономика, право, управление. – 2006. – № 4 – С.20-22

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.