Заметное место в товаропроводящей сети спортивной индустрии играют выставки-продажи новых товаров, услуг, оборудования и технологий. Их значение как инструмента связи между производителями инновационных продуктов и потребителями трудно переоценить. Все профессиональные спортивные клубы, спортсооружения, лиги, федерации, а также прочие предприятия спортивной индустрии, поддерживающие свою конкурентоспособность на должном уровне, в полной мере используют возможности выставок и трейд-шоу.
Важность оперативного введения инноваций для поддержания предприятиями спортивной индустрии своей конкурентоспособности не вызывает сомнений. Однако вопросы о том, каковы конкретные способы выбора нужных данному клубу или спортивному сооружению нововведений нередко остается на втором плане. Попытаемся пролить свет на эту насущную проблему, указав роль и функции выставок в ее решении (см. рис.1).
Известно, что инновации основываются на новых идеях, изобретениях и открытиях. Иногда эти идеи исследователей, изобретателей и рационализаторов посещают случайно, иногда – это плод многолетних наблюдений, размышлений и расчетов. Но в любом случае новаторам приходится создавать промышленные образцы товаров с качественно новыми свойствами, искать инвесторов для запуска массового производства.
Из отмеченных нами особенностей вытекает первая функция выставок – здесь встречаются разработчики новых товаров, инвесторы и представители предприятий, готовых освоить серийное производство предлагаемых инноваций. Заинтересованные в сотрудничестве стороны обсуждают на выставках технологические и технические особенности будущего производства, себестоимость продукции, потенциальный спрос на нее, размеры возможной прибыли. После проработки всех нюансов сотрудничества партнеры прямо на выставке подписывают деловые контракты.
Вторая важнейшая функция выставок – это оценка потенциала будущих изменений рынка спортивной индустрии, прогноз грядущего развития целых направлений производства и потребления спортивных товаров, аксессуаров и оборудования. Квалифицированные спортивные менеджеры, маркетологи и аналитики по уровню предлагаемых инноваций могут с приемлемой степенью точности определить, какие товары, услуги и технологии отжили свой век, а какие будут в ближайшем будущем востребованы. На основании таких прогнозов корректируются планы производства и развития многих компаний, их маркетинговая, торговая и управленческая стратегия.
Не следует также забывать о том, что одной из главнейших характеристик инновационного товара является его цена, которая должна быть конкурентоспособной. В свою очередь, цена определяется величиной спроса. Чем выше спрос, тем больше объемы производства и ниже рыночная цена. Замеры готовности рынка принять тот или иной объем инновационного продукта производят выставки-продажи. Функцию индикатора они выполняют потому, что на трейд-шоу собираются практически все игроки рынка – производители, ритейлеры, конечные потребители.
На выставках-продажах все заинтересованные лица могут получить консультации и рекомендации от производителей и разработчиков продукта, почерпнуть из первых рук всю полноту информации о свойствах товара, его новых качествах, потребительских и эксплуатационных характеристиках. Чаще всего производители и разработчики поставляют на выставки рабочие образцы товаров, которые можно осмотреть, потрогать, апробировать. Сравнение новых разработок с реально существующими товарами, наблюдение их в действии, создает очень важный демонстрационный эффект, которые оказывает сильное воздействие на потенциальных покупателей.
Преобладающая часть современных выставок содержат в своих программах не только экспонирование, бизнес-презентации и торговые мероприятия, но предусматривают также проведение методических семинаров и научно-практических конференций. В рамках подобных форумов осуществляется обмен мнениями между спортсменами, тренерами, менеджерами, учеными, представителями торговли и промышленности.
Не обходят своим вниманием выставки-продажи и государственные чиновники, руководители различных спортивных министерств и ведомств. Выступая в качестве докладчиков и участников проводимых под эгидой выставок семинаров и симпозиумов, представители государственных физкультурно-спортивных и оздоровительных структур высказывают свое мнение по тем или иным вопросам функционирования спортивной отрасли, дают собственные рецепты устранения возникающих проблем.
Существенное значение имеет личное общение представителей бизнеса и власти, когда в свободной обстановке кулуарных бесед постепенно решаются сложные вопросы международного торгового, финансового и спортивно-промышленного сотрудничества.
Наконец, следует выделить функцию презентации для тех спортивных товаров и оборудования, которые не продаются в обычных розничных магазинах. Речь, в первую очередь, идет о товарах класса В2В – оборудовании и аксессуаров для стадионов, фитнес-клубов, ледовых дворцов спорта и иных спортсооружений. Так, например, на выставке «Футбол Маркет-2008» вниманию посетителей и организаторов спортивного бизнеса были представлены такие изделия, как образцы искусственного и натурального покрытия футбольного поля, электронные табло и светотехническое оборудование, системы слежения и пропуска болельщиков на стадион, судейско-информационная аппаратура. Специализированные туристические компании предлагали организацию тренировочных сборов в межсезонье, а также организацию туров, как для профессиональных команд, так и для любителей спорта.
Ведущие мировые производители спортивных товаров и оборудования считают обязательным для себя участие в выставках-продажах по многим причинам. Им важно не только ознакомить потребителей с новыми разработками и продать свою продукцию, но и оценить уровень достижений конкурентов, проанализировать их инновации с точки зрения бенчмаркинга, понять общие тенденции развития рынка и его потенциал. Так, например, мировой рынок футбольной индустрии оценивается специалистами в 10 млрд. евро, а европейский – в 7 млрд. евро. С учетом роста рынка средним темпом в 7-8% в год, следует ожидать дальнейшего увеличения числа компаний-производителей на нем и постепенное ужесточение конкурентной борьбы за потребителя. Надо ли говорить, что в таких условиях без инноваций промышленным и торговым фирмам здесь не выжить.
В этой связи следует отметить, что и сами выставки-продажи являются инструментом рекламы и укрепления имиджа для компаний, участвующих в экспонировании и презентации новых товаров. Их инновации, стилевые и дизайнерские решения становятся не только предметом споров и обсуждений на трейд-шоу, но и выходят далеко за рамки выставок – попадают на страницы газет и журналов, экраны телевизоров, сайты специализированных Интернет-ресурсов. Неучастие в выставках лидеров мировой спортивной индустрии негативным образом отражается на их имидже, порождает сомнения в их потенциале и будущей конкурентоспособности. Поэтому ведущие производители спортивных товаров и оборудования считают своим долгом участвовать в крупнейших выставочных форумах, несмотря на довольно высокие затраты, связанные с экспонированием и арендой выставочных площадей.