Спортивные кричалки: экономический и маркетинговый аспект

Современная культура «боления», переживания зрителей за спортивные команды, клубы, отдельных спортсменов, включает в себя такой важнейший эмоционально-творческий компонент, как скандирования различных рифмованных текстов, выкрикивание стихотворных форм в музыкальном сопровождении или без такового. Нередко подобные скандирования сопровождаются активной жестикуляцией, согласованной с другими участниками коллективного представления. Часто эти кричалки носят неприличный характер, так что многие не считают этот жанр искусством и народной поэзией; но, как справедливо отмечала А. Ахматова: «Когда б вы зналииз какого сора растут стихине ведая стыда».

Данные публичные эмоциональные проявления очень интересны с точки зрения экономики спорта и спортивного маркетинга, так как творческие выплески фанатов и поклонников спорта можно трансформировать в коммерческие, рекламные, пиаровские и прочие эффекты, о которых мы скажем ниже. Но для начала введём определение спортивных кричалок.

Кричалки спортивные – (от старорусского крич, клич, зов; см. словарь В.И. Даля) – это рифмованные речёвки, скандируемые болельщиками имена отдельных атлетов или названия спортивных команд для поддержания повышенного тонуса, хорошего настроения или спортивного духа соревнующихся. Нередко содержат насмешки, иронические или обидные для соперничающей команды слова.

Сочиняются кричалки, как правило, активными болельщиками, которые предпочитают короткие двустишья или четверостишья (в этом прослеживается наше пионерское прошлое, когда отряды в красных галстуках ходили строем и скандировали звучные речёвки. Атрибуты также совпадали — общая принадлежность — значки, форма; соревновательность — смотры, конкурсы; элементы сплочения и командного духа — девизы, скандирование лозунгов).

Известную аналогию мы можем провести для спортивных болельщиков — клубные цвета, эмблемы, значки, флаги.

Например, кричалки динамовских фанатов в сопровождении ритмичных прихлопов или ударных инструментов:

Наши клубные цвета,

Защищаем мы всегда,

Будем до конца стоять,

И «Динамо» прославлять!

Пример кричалки футбольных болельщиков ЦСКА:

Море армейцев!

Волна за волной!

Спартак и Торпедо

Сравняем с землёй!

Спортивной практике известны и достаточно длинные кричалки, в том числе и с музыкальным сопровождением, специфической жестикуляцией и фанатской символикой.

Экономическая роль кричалок спортивных наиболее рельефно проявляется в производстве сувениров и спортивной атрибутики, использовании имён собственных и названий команд в маркетинговых и рекламных инструментах, при работе с фан-клубами болельщиков, с Интернет-ресурсами профессиональных команд и в социальных сетях.

Ввиду того, что кричалки спортивные – это коллективное творчество болельщиков той или иной команды, атлета или сборной, они необычайно дороги широкому кругу посвящённых. В связи с этим обстоятельством поклонники с удовольствием приобретают на память различные сувениры с кричалками – звуковыми, текстовыми, приуроченными к датам, событиям, отдельным лицам или командам (см. рис.1).

Рис.1. Классификация спортивных кричалок

Рис.1. Классификация спортивных кричалок

Своё отношение к отдельным персоналиям болельщики проявляют путём включения в кричалки имён собственных. Для футболистов и тренеров такие персональные кричалки особенно почётны; они отражают повышенное внимание к их персонам со стороны фанатского сообщества. Речёвки могут содержать как настоящие имена спортсменов, так и их игровые прозвища.

Чтобы никого не обидеть, приведём кричалки прошлых лет:.

Всех спартаковских балбесов

Тренирует Костя Бесков (о тренере Константине Бескове).

 

Ложись иль сливайся вратарь,

Когда на мяче Цымбаларь (о Илье Цымбаларе).

 

«Факел» лучше «Барселоны»,

Пима лучше Марадоны (о Викторе Пимушине).

 

«Спартак» — команда так!

Один Шавло и тот чудак! (о Сергее Шавло).

 

Продам я дом, продам я книги,

Но «Факел» будет в высшей лиге! (о ФК «Факел»).

 

Хорошо это, или плохо, но кричалки спортивные нередко содержат лексику, не нормированную в литературном языке. Они включают диалектизмы, жаргонизмы, варваризмы, неправильные и выдуманные слова (авторские неологизмы) и нецензурную лексику. Здесь мы вправе говорить о традиции осыпать неприятеля насмешками и оскорблениями перед схваткой — недаром на Руси место сражения сторон ещё называли полем брани.

Весьма интересным является вопрос о кричалках не только в футболе, но и в других видах спорта. Возможны ли скандирования кричалок, скажем, в художественной гимнастике или в фигурном катании, в водных видах спорта или в теннисе? Как влияет субкультура болельщиков на структуру и смысловое значение кричалок, как будет развиваться этот спортивный и социальный феномен в будущем? Как сочетаются кричалки с флэш-мобами и различными инсталляциями, баннерами и маскотами? Ответы на эти и многие другие вопросы дадут дальнейшие исследования феномена кричалок как культурного и социального явления. На политическом значении футбольных кричалок мы останавливаться не будем, хотя оно, несомненно, есть. Вспомним, например, события 2010 года или вошедшее в историю скандирование болельщиков в 2012 году на стадионе в Санкт-Петербурге: «Губернатор жлоб!». Но это уже отдельная тема для анализа.

 

См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. С.195.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.