Спортивный арбитражный суд в системе правового управления спортивным движением

Спортивный арбитражный суд

Спортивный арбитражный суд

Спортивный арбитражный суд (САС) и Всемирное антидопинговое агентство (WADA)  играют в современном физкультурно-спортивном движении огромную роль. Конфликты различной природы, которые постоянно возникают в среде спортивных федераций, в противостоянии федераций и отдельных спортсменов, в вопросах экономического характера, допинга и дисквалификаций находят свое правовое разрешение с помощью этих специализированных органов.

Потребность в правовом управлении конфликтами с помощью специально образованных органов стала ощущаться с середины 1950-х годов. К этому времени стали накапливаться конфликтные ситуации и факты злоупотребления допингом (в том числе с летальным исходом). С развитием любительского и профессионального спорта количество неурегулированных споров стало нарастать и, несмотря на попытки многих спортивных федераций разрешить возникающие конфликты своими силами, этого сделать не удалось.

Проблема управления конфликтами в спорте требовала разрешения на качественно ином уровне, с привлечением ресурсов МОК и всей мировой физкультурно-спортивной общественности. Необходимо было создать постоянно действующие законодательные институты и органы, разрабатывающие и применяющие специальные правовые нормы, касающиеся физкультурно-спортивной сферы.

Первым идею создания спортивно-ориентированной юрисдикции с функциями третейского суда высказал в 1981 г. Х.-А.Самаранч, избранный годом раньше Президентом МОК. Идея нашла поддержку в кругах Олимпийского комитета и мировой спортивной общественности и уже через год рабочая группа во главе с К.Мбэи приступила к формированию надлежащей правовой базы и рабочих регламентов вновь создаваемого органа. К 1984 г. все подготовительные работы были закончены и новый орган, получивший название Спортивного арбитражного суда, приступил к работе.

Основными целями разработчиков законодательной и организационно-управленческой базы САС было:

а) сформировать необходимую правовую и процедурную базу работы САС, которая позволила бы решать все возникающие конфликты на надежной законодательной основе, без предвзятости и субъективизма;

б) построить такую организационную и управленческую схему комплектования арбитрами САС, чтобы обеспечить представительство различных спортивных организаций в составе суда и скомплектовать высокопрофессиональный судейский корпус;

в) исключить обращение участников спортивных споров к судам общей юрисдикции, так как последние не имеют возможности выносить компетентные решения из-за отсутствия развитой правовой базы в сфере физической культуры и спорта, а также из-за различий в национальных законодательствах и правовых системах;

г) добиться признания полномочий САС всеми международными спортивными федерациями и широкой спортивной общественностью.

Краеугольным камнем эффективной работы САС является его беспристрастность и неангажированность. Однако именно в этом вопросе были допущены известные ошибки, которые состояли в следующем. Изначально судейский корпус САС стал формироваться по простой процедуре. По правилам 1990 г.  САС состоял из 60 членов, назначаемых МОК, Национальными олимпийскими комитетами (НОКами), Международными спортивными федерациями (МСФ) и Президентом МОК (по 15 арбитров каждый). Согласно такой управленческой схеме МОК априори контролировал половину арбитров непосредственно и какую-то часть опосредованно. Кроме того, финансирование САС всецело осуществлялось за счет средств МОК.

Несовершенство управленческой схемы МОК было выявлено и наглядно продемонстрировано делом наездника Э.Гунделя, который был обвинен в допинге лошади и дисквалифицирован Международной федерацией конного спорта (FEI) на 3 месяца. Гундель не согласился с решением FEI и обратился с апелляцией в САС, который, рассмотрев дело, снизил срок дисквалификации до 1 месяца.

Э.Гундель не согласился с этим решением и обратился с апелляцией в швейцарский Федеральный трибунал, мотивируя это тем, что САС является зависимым от МОК органом и не обеспечивает беспристрастного судебного разбирательства.

Дело Гунделя привело к пересмотру основных принципов комплектования и финансирования САС. Новая организационная и управленческая схема должна была устранить зависимость САС от Международного Олимпийского комитета в любых возможных проявлениях.

В 1994 г. была проведена реформа существующей организационно-управленческой структуры САС, в результате которой был сформирован и введен в систему дополнительный управленческий орган – Международный Арбитражный Совет в области спорта (МАСС). Сделано это было после разработки специального правового документа – «Соглашения относительно Конституции Международного Совета Арбитража для Спорта», подписанного 22 июня 1994 г. в Париже. Этот документ называют также «Парижское Соглашение». Оно было подписано самыми высокими инстанциями, представляющими спортивный мир – Президентами МОК, Ассоциации Летних Олимпийских Международных Федераций (ASOIF), Ассоциации Международных Зимних Спортивных Федераций (AIWF) и Ассоциации Национальных Олимпийских Комитетов (ANOC).

Преамбула Соглашения гласит, что «с целью облегчения решения споров в области спорта, обеспечения защиты прав сторон и абсолютной независимости Спортивного Арбитражного Суда, стороны решили в соответствии с взаимным соглашением создать орган, названный Международным Советом Арбитража для Спорта (МАСС), под эгидой которого САС будет впредь находиться».

Соглашение определило назначение начальных членов МАСС и финансирование САС, которое составило в 2000 г. сумму в 1,8 млн. швейцарских франков.

С тех пор, как Парижское Соглашение было подписано, все Олимпийские международные Федерации, а также большинство Национальных Олимпийских Комитетов признали юрисдикцию САС и включили в свои уставы арбитражный пункт, относящий споры к ведению САС.

В настоящее время управленческая структура МАСС-САС имеет следующий вид (см. рис.1).

Рис.1. Организационно-управленческая структура МАСС-САС.

Рис.1. Организационно-управленческая структура МАСС-САС.

В обязанности арбитров САС входит:

  • рассмотрение споров в обычном арбитраже;
  • рассмотрение дел, связанных с апелляционной процедурой (т.е. с просьбой истцов пересмотреть решение, вынесенное контрольно-дисциплинарными комиссиями федераций или иными аналогичными органами);
  • вынесение независимого решения (или проведение консультаций) по просьбе МОК, НОКов, МСФ или иных спортивных организаций.

Количество спортивных споров, рассматриваемых САС, год от года растет. Увеличивается со временем и круг вопросов, по которым САС выносит свои решения (см. табл.1 и табл.2).

Таблица 1

Случаи, представленные в Спортивный Арбитражный Суд со дня вступления в силу Кодекса спортивного арбитража

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Всего

Простые процедуры

2

4

7

4

8

5

10

9

61

110

Процедуры апелляции

8

10

11

33

24

55

32

66

46

285

Консульта-тивные процедуры

3

1

2

3

1

1

0

3

2

16

Процедуры ad hoc

0

6

0

5

0

15

0

8

0

34

Итого

13

21

20

45

33

76

42

86

109

445

Источник: http://www.tas-cas.org.

Таблица 2

Статистика предоставления запросов в Спортивный Арбитражный суд

Год

Запросы, поданные на арбитраж

Запросы, поданные по совещательному мнению

Всего

Заявки на арбитраж

Запросы на консульта-тивное мнение

Всего

1986

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

1

5

3

5

7

13

19

13

10

10

20

18

42

32

75

42

83

107

1

3

9

4

6

5

6

14

7

3

1

2

3

1

1

0

3

2

2

8

12

9

13

18

25

27

17

13

21

20

45

33

76

42

86

109

1

2

0

1

1

4

12

6

5

6

16

10

33

21

60

28

70

38

1

1

1

0

0

1

0

1

1

2

0

0

2

1

1

0

3

1

2

3

1

1

1

5

12

7

6

8

16

10

35

22

61

28

73

39

Всего

505

71

576

314

16

330

Источник: http://www.tas-cas.org

Рассмотрение споров в САС осуществляется на платной основе. Величина платы складывается из регистрационного сбора, оплаты труда арбитров, услуг персонала, переводчиков, расходов по привлечению свидетелей и экспертов.

Роль и значение САС в разрешении конфликтных ситуаций в современном спорте трудно переоценить. Ныне управление конфликтами поставлено на надежную правовую основу. Нельзя, конечно, сказать, что все спорящие стороны удовлетворены выносимыми судьями решениями и поводов для недовольства больше нет. Однако следует подчеркнуть, что создание САС и правовой процедуры разрешения конфликтов – большой шаг вперед в направлении дальнейшего совершенствования всей системы физкультурно-спортивных отношений.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.