Спортивный менеджмент как организационная и управленческая деятельность стал развиваться с глубокой древности. Исторически первым появился событийный, или как его ещё называют, ивент-менеджмент. Он появился в эпоху Античности, когда стали проводиться различные соревнования (агоны) и празднования в честь олимпийских богов (Олимпиады в честь верховного бога Зевса). К эпохе Античности относится и появление педагогического менеджмента, воспитания и тренировки атлетов, формирования эстетики спорта, философии телесности. Именно тогда, в период расцвета древнегреческих полисов, появляется и развивается понятие калокагатии, символизирующего гармонию человеческого духа и тела.
Из дошедших до нас письменных свидетельств, изображений на керамике, прочих артефактов мы можем сделать вывод о развитии в Древней Греции и в Малой Азии репутационного менеджмента, прославления атлетизма и культа спорта, почитания олимпиоников как богов. Даже летосчисление у древних греков велось с даты проведения Олимпиады, а для победителей в престижных соревнованиях в городских стенах делали проломы — таким образом жители полисов выражали атлетам всеобщее уважение.
Уже тогда, на пространстве Ойкумены появились люди, которые организовывали состязания атлетов, обеспечивали судейство и доступ зрителей к местам соревнований. Впоследствии, в Древнем Риме, оформился первый профессиональный вид спорта – гладиаторство, со своей инфраструктурой, школами подготовки, владельцами и организаторами-менеджерами.
Конечно, и администраторов, и промоутеров, и организаторов гладиаторского бизнеса менеджерами тогда не называли. Но от этого их значение и функции не изменились. В их задачи входил:
— поиск и отбор будущих бойцов (селекция, как сказали бы мы теперь), способных побеждать и увлекать зрительскую аудиторию (в гладиаторы покупали не только рабов, но и принимали свободных граждан);
— подготовку гладиаторов по различным методикам и «видам спорта» — венаторов (бойцов, сражавшихся с дикими животными), секуторов и ретиариев, сражавшихся друг с другом и проч.;
— мотивацию (основанную на завоевании славы или освобождении от гладиаторской повинности, дарения гладиуса – деревянного меча, символизирующего личную свободу, получение вольной);
— торговлю гладиаторскими сувенирами – волосами, кусочками доспехов, оберегов;
— торговлю на трибунах стручками гороха, едой и напитками (как прообраз современного кейтеринга);
— куплю-продажу бойцов;
— организацию постановочных боёв (как прообраз американского рестлинга).
Этот первый этап развития спортивного менеджмента, оформившийся во времена Античности, стал прологом к появлению многих будущих направлений событийного, финансового, туристического и инновационного спортивного менеджмента. И теперь мы можем видеть и чувствовать отголоски того времени, ощущать связь времён и традиций.
Так, до настоящего времени дошли такие зрелища, как коррида в Испании, ведущая своё начало от венаторов (то есть гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями). Продолжением древнего панкратиона стали современные бои без правил, борцовские и боксёрские поединки. Древнеримская традиция возведения грандиозных спортсооружений стала основой для поздней практики строительства огромных стадионов. Да и сами Олимпийские игры возродившись в конце XIX века, стали логичным продолжением античной практики организации спортивных событий.
Стоит также отметить и грандиозное значение спортивно-боевых представлений на аренах античных цирков — того же Колоссеума (который мы ныне именуем Колизеем), древнеримские амфитеатры Арля и Нима. «Panem et circenses!» («Панэм эт цирцэнзэс!» — «Хлеба и зрелищ!») — громогласно требовала толпа, и она их получала от правителей в обмен на правильное поведение и голосование. Таким образом, мы можем подчеркнуть взаимосвязь спортивного и политического менеджмента, когда через спортивные шоу, зрелища, узнаваемых атлетов власть добивалась поддержки от плебса.
Вторым исторически важным этапом развития спортивного менеджмента стал этап формирования национальных и международных спортивных федераций, привносивших в любительский спорт организующее и направляющее начало. Для упорядочения работы спортивных обществ, спортклубов и индивидуальных атлетов стали создаваться специальные организационно-управленческие структуры, получившие названия союзы, ассоциации, федерации, объединения, добровольные общества. В их составе появились спортивные менеджеры, распорядители и администраторы, организовывавшие соревнования, составлявшие и согласовывавшие календарь чемпионатов и международных турниров, рассматривавшие вопросы членства, правил игры, контрактов атлетов, а также решавшие другие административные, финансовые, контрольные и управленческие вопросы.
Данный этап заложил основы для формирования класса спортивного чиновничества, который стал во второй половине ХХ века чуть ли не главным актором национального и международного спортивного движения, которому принадлежат все права на трансляции, торговые марки, интеллектуальную собственность, на дисквалификации и принятие любых других правовых и управленческих решений.
Третий этап развития спортивного менеджмента начинается с 1930-х годов, когда основной упор был сделан на потребителей (любителей спорта), готовых предъявить на спортивные товары, зрелища и услуги платёжеспособный спрос. В эти годы появляются специализированные спортивные издания в виде газет и журналов. Радио, а затем и телевидение становятся главным инструментом наращивания аудитории любителей спорта и активных болельщиков.
Значительно расширившиеся возможности по привлечению зрительских масс самым серьёзным образом меняют принципы спортивного менеджмента. Открывшаяся возможность зарабатывать дистанционно на спортивных событиях за счёт рекламы (а затем и за счёт спонсорства) открывает новые горизонты для развития спорта, его инфраструктуры, спортивного образования и науки, производства и торговли спорттоварами.
Радио, а затем и телевидение становятся главным инструментом расширения аудитории болельщиков, быстрого роста рынков спортивной рекламы
Внутри третьего этапа развития спортивного менеджмента оформляются две альтернативные модели организации национального спорта:
- Государственная, патерналистская модель, в которой доминирует бюджетное финансирование и государственное управление спортом;
- Частная модель, основанная на самофинансировании спортивных организаций, на личной инициативе организаторов и участников, на самоокупаемости, самоуправлении и негосударственных инвестициях.
Наконец, четвёртым этапом развития спортивного менеджмента в мире можно считать современный этап, начало которому было положено в 1990-е годы. Именно в этот период значительно возрастает доступность персональных компьютеров, повышается компьютерная грамотность масс, повсеместно внедряются интернет-технологии, виртуальное пространство глобализируется и объединяет спортивный мир в единое целое. Уже на заре четвёртого этапа в массовом порядке образуются сайты спортивных организаций и фан-клубов, спортивные СМИ, букмекерские компании, спортивные тотализаторы переходят в киберпространство, начинают свою работу социальные сети, осуществляются первые интернет-трансляции.
На 4-ом этапе спортивный бизнес активно расширяется за счёт киберпространства
Изменила виртуальность и сам спорт. В нём зародились и стали быстро развиваться различные виды киберспорта, спортивно-игровая индустрия со своими правилами, командами, федерациями, чемпионатами, спонсорами и организаторскими кадрами.
В течение 4-го этапа заметно укрепляется спортивный менеджмент как наука, по данной дисциплине появляются первые специализированные факультеты и кафедры, издаются учебные пособия и учебники, формируются научные школы, защищаются диссертации.