О новой модели управления образом жизни и спортом в России

В преддверии формирования нового правительства страны и определения перспектив развития двигательной активности и спорта в России, хотелось бы высказать свою точку зрения на некоторые управленческие и социально-экономические вопросы как отрасли физкультуры и спорта в целом, так и реорганизации работы Минспорта РФ в частности.

Сразу оговорюсь, что некоторые мои предложения могут показаться необычными, спорными или чрезмерно радикальными, явно выбивающимися за рамки традиционных и устоявшихся моделей. Но ведь и времена сейчас для России настали такие, что стране необходимо ускоренное продвижение вперед, нужен качественный скачок в будущее, способный вернуть нашей стране лидирующие позиции в мире.

Сначала о ретроспективе и текущем положении вещей. Наиболее сложными для отечественной отрасли двигательной активности и спорта оказались 1990-е гг., когда произошел распад прежней структуры управления, основанный на централизованном планировании и отсутствии официального признания профессионального спорта в России. Становление собственной системы управления физкультурой и спортом в период 1992-2000 гг. протекал сложно; центральный орган управления отраслью неоднократно реорганизовывался и менял названия; до 2004 г. серьезные перестановки производились не менее семи раз. Одновременно с кадровыми перестановками происходило хаотическое перераспределение полномочий ведомственного характера – Госкомспорту России то передавалась сфера туризма (в 1994 г.), то изымалась из его компетенции (апрель 2002 г.), то вновь возвращалась (май 2004 г.). Аналогичные действия касались и молодежной политики – в 1994 г. Госкомспорт начал называться Комитетом РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, и в этом же году (спустя 4 месяца) молодежная политика была изъята из его компетенции. Впоследствии, в 2004 г., центральный орган управления получил название Федерального агентства по физической культуре и спорту (который должен был, согласно управленческой реформе Правительства РФ от 2004 г., быть подчинен Министерству здравоохранения и социальной политики. Правда, такая подчиненность просуществовала де-юре не более месяца). В 2008 г. Федеральное агентство по физкультуре и спорту было без лишнего шума ликвидировано, а на его обломках возникло Министерство спорта, туризма и молодежной политики во главе с В.Мутко. Здесь мы уже видим обратное движение – молодежная политика и туризм вновь вливаются в физкультурно-спортивное ведомство.

Каких же успехов за последние два десятилетия мы достигли в части массовой двигательной активности, профессионального спорта, укрепления здоровья населения? В аспекте профессионального спорта наши успехи довольно скромные и не могут сравниться с достижениями спортсменов из СССР. Выступления наших профессиональных атлетов далеко не всегда нас радуют – особенно на Олимпиадах и крупных спортивных форумах. Весьма показательна реакция Президента РФ Д.А.Медведева, который после Ванкуверской Олимпиады предложил руководителям Минспорта, Олимпийского комитета России и некоторых федераций по видам спорта подать в отставку. Таких неудачных выступлений на Олимпиадах мы еще не видели. Не хотелось бы, чтобы подобная ситуация повторилась в этом году на Олимпиаде в Лондоне, и тем более в 2014 г. в Сочи.

Положение в массовом сегменте физической культуры и спорта, а также здоровья населения наши профильные министерства характеризуют следующим образом. Своей фундаментальной целью Министерство спорта, туризма и молодежной политики ставит здоровье нации, обеспечение гражданам страны вести здоровый образ жизни. При этом справедливо отмечается, что «первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. В целом в России не менее 60% обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40%  допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом».[1]

К этому следует добавить тот прискорбный факт, что Россия – мировой лидер по потреблению табачных изделий. Количественные данные здесь такие. В 2009 г. Россия провела «Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака, выполнив таким образом требование Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака о сборе сопоставимых данных. В опросе приняли участие 11 406 человек в возрасте 15 лет и старше из 60 субъектов РФ. Согласно проведённому исследованию распространённость табакокурения среди взрослого населения России составила 39,1%, среди мужчин — 60,2%, и среди женщин — 21,7 %.[2]

К этой печальной картине следует добавить еще несколько негативных штрихов. Продолжительность жизни в России для мужчин составляет 62 года, тогда как в развитых странах этот показатель в среднем на 18-20% выше. Большие проблемы и в части борьбы с наркоманией, которая в последние годы сильно «помолодела». С каждым годом растет количество граждан России, имеющих избыточный вес из-за недостаточной двигательной активности и неправильного питания.

Справедливости ради надо сказать, что в последнее пятилетие наметились позитивные сдвиги по некоторым показателям, связанные с некоторым улучшением финансирования отрасли физической культуры, спорта и здравоохранения в стране. Это касается таких параметров, как повышение продолжительности жизни населения, снижение числа инвалидов, увеличение численности спортивных сооружений. К сожалению, позитивные изменения практически никак не отразились на количестве курящих граждан России, на людях, имеющих избыточный вес, потребляющих наркотические препараты и т.д.

Очевидно, что все приведенные факты свидетельствуют об отсутствии надлежащей работы по сохранению человеческого капитала в нашей стране. И дело здесь не только в устаревшей и архаичной системе управления отраслью двигательной активности и спорта в России. Вопрос сейчас ставится гораздо шире: как сохранить и приумножить тот человеческий капитал, который имеется ныне в стране; как обеспечить его расширенное воспроизводство и высокое качество?

Под такие цели и задачи следует выстраивать иные организационные, управленческие и финансовые модели, которые надлежит выполнять структурам, имеющим более современный вид и иной набор функций.

Возьмем несколько простых примеров. Известно, что многие россияне за последние десятилетия существенно повысили свой уровень благосостояния. Их питание улучшилось как в количественном, так и в качественном плане. Но изменения почти не затронули культуру питания. В рационе наших сограждан все еще высока доля мучных продуктов, соленостей, копченостей, консервов, фаст-фуда. При этом других продуктов (овощей, фруктов, ягод, рыбных изделий, морепродуктов и т.д.) в структуре питания явно недостаточно. Неправильное питание и недостаточная двигательная активность порождают болезни, вызывают сокращение продолжительности жизни. Но государство взирает на все это равнодушно, не прибегая к попыткам активно воздействовать на ситуацию методами рекламы, пиара и пропаганды. Для этого просто нет органа с соответствующими полномочиями и функциями.

Другой пример, касающийся антирекламы табакокурения, потребления пива, вина, ликероводочных изделий. Все мы хорошо знаем рекламные возможности компаний, продвигающих на рынок алкогольные напитки. Достаточно сказать, что еще двадцать лет назад никто не видел на улицах женщин и девушек, прилюдно пьющих пиво. Сейчас это в порядке вещей. Интенсивная реклама сделала свое дело. И ей противопоставить нечего. Просто нет на нашем рынке общественных и государственных институтов и ведомств, способных противостоять мощным игрокам табачного и алкогольного рынка. В результате мы имеем огромный ущерб общенационального масштаба, которым оплачиваются прибыли производителей алкоголя и табака.

Остро не хватает на нашем информационном пространстве управленческого органа, который бы незаметно, но действенно регулировал потребительское и бытовое поведение граждан, влиял бы на их ценности и мировоззрение. Компактное министерство в центре и его филиалы в субъектах федерации могут решить большую часть проблем, связанных с идеологическим обеспечением, рекламой и пропагандой принципов здорового образа жизни.

Примерный расклад может быть таким: на базе Министерства спорта, туризма и молодежной политики создается иная управленческая структура, которую мы в рабочем порядке назовем Министерством образа жизни. Нижестоящими исполнительными структурами станут федеральные агентства (ФА) по делам профессионального спорта и спортивного бизнеса, по двигательной активности, массовому и инвалидному спорту, по молодежной политике, а также по идеологии здорового образа жизни. В виде схемы покажем данную структуру на рис.1.

Рис.1. Общая управленческая структура Министерства образа жизни и исполнительных органов в лице Федеральных агентств

Рис.1. Общая управленческая структура Министерства образа жизни и исполнительных органов в лице Федеральных агентств

Министерство вырабатывает годовые планы и целевые показатели для федеральных агентств, спуская на низовой уровень контрольные цифры и финансирование запланированных мероприятий.

Федеральные агентства взаимодействуют с коммерческими структурами, выставляя на тендеры задания по изготовлению и прогону рекламы по различным масс-медиа, включая интернет-пропаганду. Эффективность проводимых мероприятий можно будет оценивать по различным параметрам – в том числе, из независимых источников, таких, как данные Росстата, опросов общественного мнения и экспертов, из материалов фокус-групп.

Что же касается нынешних совмещенных структур, интегрирующих профессиональный спорт и физическую культуру, то они должны быть разделены в обязательном порядке. Во главе Федерального агентства по двигательной активности, массовому и инвалидному спорту хотелось бы видеть женщину, которая бы проводила в жизнь все запланированные мероприятия точно и в срок, невзирая на давление со стороны лобби профессионального спорта. В нашей истории пока еще не было спортивного руководителя высшего уровня женского пола, со всеми преимуществами гендерного менеджмента. Думаю, что для этого шага настало время.

Существуют некоторые законодательные и управленческие трудности при создании Федерального агентства по делам профессионального спорта и спортивного бизнеса. Формально отечественное законодательство не позволяет напрямую финансировать спорт высших достижений. Поскольку это бизнес, профессионалы должны зарабатывать себе сами. Все это верно. Однако в этом вопросе существуют значительные правовые лакуны в части подготовки и финансирования сборных команд страны, выступающих под флагом России. Попытки подтянуть к этой проблеме Олимпийский комитет России (ОКР) пока нельзя признать успешными. Проблема требует дальнейшей экономической, организационной и юридической проработки.

Полагаю, что в настоящий момент российская законодательная и исполнительная власть не вполне готовы к переходу на иные принципы управления человеческим капиталом в нашей стране, на серьезную модернизацию управленческих структур и способов взаимодействия с заинтересованными сторонами. Однако со временем, возможно, обозначенные нами принципы станут более понятными и приемлемыми для практической реализации. Вполне возможно, что к действию нас подтолкнет новая реальность.


[1] Прив. по: Стратегия  развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г.  № 1101-р). – С.2.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.