Олимпийский комитет России (ОКР) играет в национальном олимпийском движении ведущую роль. Именно ОКР осуществляет основные взаимодействия и согласования с Международным Олимпийским комитетом и другими олимпийскими организациями, управляет российским олимпийским образованием, руководит школами олимпийского резерва, взаимодействует со спортивными федерациями и спортивной общественностью
Ныне ОКР – влиятельная и авторитетная общественная организация, занимающая одно из главенствующих мест в физкультурно-спортивной жизни страны, в системе управления российским спортом и образованием. Причем в вопросах управления спортом цели и функции ОКР и Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ настолько пересеклись, что их адекватное разделение и перераспределение полномочий потребует значительных усилий со стороны спортивной науки и государства.
Следует отметить, что работа по разделению компетенций ОКР и Минспорттуризма РФ уже стала принимать конкретные очертания и выразилась на первых порах в разработанном документе о сотрудничестве данных структур.[i] Нельзя сказать, что заключенное соглашение четко разграничивает полномочия и сферы деятельности ОКР и Минспорттуризма, однако в качестве основы для будущего конструктивного взаимодействия будет, несомненно, полезным.
Глубоко осмыслить роль и значение ОКР в современных условиях невозможно без обращения к истории становления и развития олимпизма в целом и российского спорта в частности. И тогда, в ходе рассмотрения перипетий развития советского и российского спорта, с его особенностями и противоречиями, нам станет более понятна текущая ситуация, в определенной мере прояснятся перспективы будущего развития физкультуры и спорта в нашей стране.
Участие представителей российского спорта в организации Олимпийского движения на стадии его становления началось еще до момента образования МОК и проведения первых Олимпийских игр современности. Алексей Дмитриевич Бутовский (1833-1917), генерал-лейтенант русской армии, сторонник и последователь идей П.Ф.Лесгафта, стал одним из основателей и членов-учредителей в 1894 г. Международного Олимпийского комитета (см. фото на рис.1).
В 1892 г. будучи во Франции, А.Бутовский познакомился с Пьером де Кубертеном, с которым позже активно сотрудничал в деле возрождения Олимпийских игр. Его заслуги как члена МОК высоко оценило греческое правительство, наградив А.Бутовского Командорским Крестом.
Попытки А.Бутовского создать национальный Олимпийский комитет России и направить российскую сборную команду на Олимпиаду не удавались из-за недостатка средств и отсутствия государственной помощи вплоть до 1911 г. В этом году спортивной общественности удалось решить финансовые и организационные проблемы и создать первый национальный Олимпийский комитет. Однако вновь созданный НОК России просуществовал недолго и в 1917 г. был упразднен в связи с социальной революцией и последовавшим за ней политическим и идеологическим переустройством страны.
В 1920-1950-е гг. советский спорт был изолирован от международного олимпийского движения. Отчасти это было связано с позицией руководства СССР, которое пыталось строить новое интернациональное спортивное сообщество (Спортинтерн), которое бы функционировало в противовес буржуазным Олимпийским играм, отчасти – из-за негативного отношения к СССР отдельных членов МОК, которые не были склонны к принятию СССР в международное олимпийское движение по идеологическим соображениям.
Общий настрой всех сторон изменился после окончания второй мировой войны, из которой СССР вышел победителем. Авторитет СССР в тот период был очень высок и создалась весьма благоприятная обстановка для вступления страны в число членов Олимпийского движения. А так как СССР нужны были новые победы – теперь уже на спортивных аренах, – руководителями советского спорта была подана в МОК соответствующая заявка. И хотя заявка была подана с опозданием в две недели, вопрос о вступлении СССР в состав Олимпийского движения был решен положительно. Таким образом, 23 апреля 1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР.
Как мы уже отмечали выше, МОК в своем сотрудничестве с национальными олимпийскими комитетами придерживается принципов работы с общественными, неправительственными организациями во избежание какого-либо политического, идеологического, финансового или иного давления на свою деятельность. Это обстоятельство, правильное и целесообразное с точки зрения МОК, раскалывало управление спортом в большинстве стран на два лагеря – одним центром управления был государственный орган (как, например, Госкомспорт в нашей стране), другим – национальный Олимпийский комитет. При этом их цели и задачи во многом совпадали, – в части пропаганды здорового образа жизни, спортивного образования, подготовки сборных команд к Олимпийским играм и проч. И если проблема «управленческого дуализма» во времена СССР решалась довольно легко (так как коммунистическая партия всегда имела право решающего голоса), то с распадом СССР и переходом к демократии и рынку данная проблема в известной степени обострилась.
Олимпийский комитет России был образован 1 декабря 1989 г., в период формирования российской государственности. В первые три года своего существования он назывался Всероссийский Олимпийский комитет. Его первым председателем был избран олимпийский чемпион по прыжкам в воду В.Васин. Позднее ОКР получил свое нынешнее название, а его возглавил В.Смирнов (ныне вице-президент МОК и почетный председатель ОКР).
В настоящее время в состав ОКР входят в качестве коллективных членов более 60 федераций по олимпийским и неолимпийским видам спорта, а также представители от спортивных организаций субъектов Российской Федерации.
Помимо этого, в состав ОКР входят 12 Олимпийских академий и других спортивных организаций – армейских, профсоюзных, динамовских, спартаковских. Членами ОКР являются также три физических лица – члена МОК – Попов А.В., Смирнов В.Г. и Тарпищев Ш.А. (см. рис.2).
Высшим органом управления ОКР является общее собрание его членов (Олимпийское собрание), которое полномочно принимать наиболее важные решения – вносить изменения в устав ОКР, избирать руководящий состав ОКР, выдвигать какие-либо города России кандидатами на проведение Олимпийских игр. Проводится олимпийское собрание не реже одного раза в год.
Олимпийское собрание избирает Исполком ОКР сроком на четыре года. В состав Исполкома входят по должности Президент и вице-президенты ОКР, исполнительный директор ОКР, председатель комиссии спортсменов ОКР, председатель региональных олимпийских комитетов, 10 представителей олимпийских федераций.
Исполком ОКР собирается на свои заседания не реже одного раза в квартал. В Уставе ОКР имеется специальная статья (п.3.8), в которой оговаривается, что «органы государственной власти Российской Федерации не вправе принимать решения об избрании или назначении членов ОКР, либо иным образом вмешиваться в деятельность ОКР. ОКР вправе самостоятельно принимать решения, связанные с членством в ОКР».
Несмотря на наличие данной статьи, государство все же иногда нарушает автономию ОКР – в том числе в части самостоятельности проведения кадровой политики. Так, после неудачного выступления российских спортсменов на ванкуверской Олимпиаде-2010, Президент РФ выразил публичное недовольство работой ОКР и Минспорттуризма РФ, после чего глава ОКР Л.Тягачев был вынужден сложить с себя полномочия президента комитета. Сменивший Тягачева на посту президента ОКР 20 мая 2010 г. А.Д.Жуков является одновременно вице-премьером Правительства РФ, что открывает прямую дорогу исполнительной власти к непосредственному влиянию на кадровую, идеологическую, информационную, правовую и иную политику ОКР.
В своей деятельности Президент, вице-президенты и исполнительный директор ОКР опираются на работу таких организационных структур, как секретариаты и управления. В составе комитета действуют:
- Секретариат почетных президентов
- Секретариат Исполнительного директора
- Управление олимпийского образования
- Правовое управление
- Управление делами
- Отдел кадров
- Дирекция спорта
- Дирекция по международному сотрудничеству
- Дирекция по инновациям и маркетингу
- Дирекция по финансам и экономике.
Из самого названия управлений следует их компетенция и сфера деятельности. Как видим, основное внимание в структуре ОКР отводится в настоящее время управленческим, финансовым и маркетинговым прерогативам.
Вся деятельность ОКР регламентируется его уставом, в котором зафиксированы цели и задачи организации, права и обязанности ее членов, прописаны способы осуществления ее деятельности.
В частности, целями и задачами ОКР являются:
- продвижение и пропаганда на территории Российской Федерации фундаментальных принципов и ценностей олимпизма, в частности, в области спорта и образования; участие в реализации олимпийских образовательных программ в учебных заведениях, специализирующихся на спорте и физической культуре;
- представление Российской Федерации в соответствии с Олимпийской хартией МОК на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных комплексных спортивных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК;
- обеспечение соблюдения Олимпийской хартии МОК в Российской Федерации;
- содействие развитию массового спорта и спорта высших достижений в Российской Федерации;
- участие в подготовке и переподготовке спортивных руководителей и иных специалистов в области управления спортом, организация научно-практических конференций, совещаний и семинаров;
- борьба за обеспечение чистоты спорта, в том числе путем контроля за соблюдением и выполнением требований Всемирного антидопингового кодекса;
- всемерное развитие, пропаганда и защита олимпийского движения в Российской Федерации в соответствии с Олимпийской хартией МОК;
- содействие олимпийскому образованию, физическому и нравственному воспитанию граждан Российской Федерации средствами физической культуры и спорта;
- укрепление позиций и повышение авторитета российского спорта на международной арене;
- борьба против любых форм дискриминации и насилия в спорте.
Реализует поставленные цели и задачи ОКР собственными силами, при активной помощи МОК и организаций-спонсоров. Помимо этого, ОКР вправе образовывать коммерческие предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, доходы от которой используются для достижения уставных целей. Олимпийскому комитету России принадлежит исключительное право на использование национальной олимпийской символики, одобренной МОК. Перечисляя денежные средства на нужды ОКР, фирмы-спонсоры получают от комитета разрешение (лицензию) на использование своих логотипов и символов.
В системе управления российским спортом ОКР занимает одно из главных мест. В тесном сотрудничестве с МОК Олимпийским комитетом России проводится большая и целенаправленная работа по пропаганде идей олимпизма, честной игры, идеалов спорта, противодействия вредным привычкам. Колоссальным наглядным примером для всех людей (и, в особенности, для молодежи) являются Олимпийские игры, на которых демонстрируются лучшие образцы человеческих достижений в сфере спорта. В этом смысле ОКР использует для достижения своих целей не административные, а косвенные методы управления, через убеждение и пропаганду, которые в современных условиях наиболее эффективны.
[i] Название документа — Соглашение № 50 от 7 апреля 2009 г. о сотрудничестве между Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Общероссийским союзом физкультурно-спортивных объединений «Олимпийский комитет России». См.: http://www.olympic.ru/ru/soglash070409.asp.