Спортивно-управленческие системы

В спортивном менеджменте весьма продуктивным является способ рассмотрения управленческих процессов в виде систем, наборов элементов, прямо или опосредованно связанных между собой. В виде организационно-управленческих систем можно рассматривать спортивные команды, тактические схемы расстановки и взаимодействия игроков, выборные и руководящие органы спортивных федераций и лиг, имеющих соответствующие полномочия и делегированные им права, персонал спортивных сооружений, иерархические структуры предприятий спортивной индустрии, министерства спорта областного и национального масштаба. Международный олимпийский комитет, международные спортивные ассоциации и союзы, национальные и интернациональные антидопинговые организации, медийную спортивную среду — всё это тоже можно рассматривать как социально-экономические, спортивно-правовые и организационно-управленческие структуры разного уровня.

Как спортивно-управленческие системы мы можем рассматривать спортивные комплексы и кластеры, стадионы и бассейны, спортсооружения закрытого и открытого типа. И даже тренера, работающего с командой на тренировке с помощью простейших управленческих инструментов — свистка и секундомера, спортивных снарядов и тренажёров — мы вправе рассматривать как системы спортивного менеджмента.

Именно этот подход мы будем использовать как основной при выстраивании нашего курса лекций, в классификации спортивных систем и явлений, при анализе управленческих структур в российской и зарубежной спортивной практике в их различном преломлении — по стоимости и сложности систем управления, по их надёжности и эффективности, по степени централизации и самоуправления.

А.А. Богданов (1873-1928)

В своём научно-практическом обосновании выбранного нами метода обопрёмся на труды известного российского и советского теоретика управленческой науки Александра Александровича Богданова, который изложил свои взгляды в книге «Всеобщая организационная наука — тектология».

Суть подхода Богданова состоит в том, что любая социальная, экономическая, спортивная, военная и всякая иная система состоит из ограниченного набора взаимосвязанных элементов. Такие системы можно условно назвать закрытыми, то есть их взаимосвязью с внешним миром можно пренебречь. Понятно, что это допущение носит условный характер и все реально существующие системы являются открытыми, то есть связаны явными и неявными силами влияния с прочими элементами и системами. Но специфика здесь в том, что открытые системы практически невозможно анализировать из-за бесконечного числа связей. Поэтому обычно вычленяется из общей совокупности ограниченный набор взаимосвязанных элементов, который подвергается анализу. И это даёт положительный результат.

Так вот, А.А. Богданов утверждает, что любое явление, феномен, задача, процесс представляют собой систему, в которой элементы комбинируются между собой определённым способом. Изменение последовательности в чередовании элементов, в постановке задач и изменении управленческих сигналов может привести к существенному изменению конечного результата. Хотите доказательств? — спрашивает Богданов, — пожалуйста. Все слова состоят из букв, а предложения из слов — то есть налицо языковая (лингвистическая) система. Всё отличие гениальных литературных произведений в прозе и стихах состоит лишь в порядке построения элементов, в чередовании слов и фраз, которые формируют новые смыслы и результаты.

А,А. Богданов играет в шахматы с В.И. Лениным. В гостях у М. Горького на острове Капри. 1908.

А,А. Богданов играет в шахматы с В.И. Лениным. В гостях у М. Горького на острове Капри. 1908.

То же самое мы можем сказать про композиторов и музыкантов, которые пользуются ограниченным набором нот, комбинируя их в разной последовательности. Так из какофонии рождаются хорошие и выдающиеся произведения.

Многочисленные армии одних полководцев были разбиты другими военачальниками, которые не имели численного перевеса и более совершенного оружия. Их преимущество состояло в организационно-управленческих и тактических построениях, в выстраивании боевых порядков, в своевременном использовании резервов, в правильном использовании рельефа местности, человеческого материала.

Если говорить о спортивных результатах и роли менеджмента в их достижении, то здесь нам следует констатировать следующее.

  1. На элементарном (персональном) уровне мы можем представить атлета как систему. А.А. Богданов как теоретик организационно-управленческих процессов указывает, что разум человека, его волю , мы можем рассматривать как управляющее начало, как менеджера, а тело — как исполнителя. Получается своеобразная двухуровневая иерархическая управленческая система, которая при необходимости дополняется прочими элементами и системами — системой питания, тренировки, взаимодействия со спортивными снарядами, командой, болельщиками и т.д. Для достижения высоких результатов атлет или тренер должен научиться управлять самим собой, то есть осуществлять повседневную деятельность по правилам самоменеджмента (именуемого также сэлф-менеджментом). В своём последующем анализе мы начнём именно с этого базового уровня.
  2. На клубном уровне или уровне спортивной организации спортивный менеджмент мы будем рассматривать в ином ракурсе. Он существенно отличается от менеджмента персонального уровня, поскольку здесь в качестве системы рассматриваются коллективы людей, работающих в рамках одной организации, выполняющих единые задачи, но в аспекте определённой специализации. Как отдельную систему мы будем рассматривать функционирование спортивной организации в финансовой, медийной и экономической среде, в организации бизнес-процессов, с государственными управляющими и надзорными органами.
  3. На муниципальном и национальном уровне спортивный менеджмент приобретает иные формы, он существенно отличается от организационно-управленческих взаимодействий на персональном и клубном уровне. В этом ракурсе мы будем рассматривать способы и модели управления спортом для больших и малых населённых пунктов, для профессионального и любительского спорта, для ЗОЖ и двигательной активности всевозможных типов для всех слоёв населения.
  4. Наконец, на наднациональном, международном уровне мы затронем проблемы управления олимпийским движением, управленческие системы международных спортивных федераций, косвенное управление мировым спортом через CAS и WADA.

На любом из вышеприведенных уровней управления важнейшими категориями спортивного менеджмента являются такие критерии, как границы и качество управления, оптимальность между централизацией и децентрализацией управления, эксперименты и инновации в спортивном менеджменте (включая использование в управленческих процессах искусственного интеллекта). Естественно, мы не оставим в стороне и традиционные факторы управления — такие, как планирование, организация, мотивация и координация деятельности.

Николай Александрович Бернштейн (1896-1966)

Весьма интересный подход в построении систем управления персонального уровня предложил российский учёный Н.А. Бернштейн. Он начинал свою исследовательскую деятельность в Центральном институте труда (ЦИТе) под руководством выдающегося теоретика и практика менеджмента А.К. Гастева. В задачи Бернштейна и его коллег входила проблема исследования физиологии труда, трудовых движений, правильных, ловких и экономных — как раз таких, которыми отличаются квалифицированные рабочие, «набившие руку» на сборочных конвейерах, в сельском хозяйстве, в строительстве, токарном и слесарном деле, в кройке, шитье и т.д. Этот перечень Бернштейн значительно расширял, вводя в него музыкантов, актёров, цирковых артистов, атлетов — всех тех, кому требовались профессионально отлаженные движения.  Получив ряд хороших научных результатов, Бернштейн переключился на изучение спортсменов и физкультурников, работая профессором кафедры физиологии в ГЦОЛИФКе. В этот период Н.А. Бернштейн создаёт теорию движений.

Научная проблема движений человека имела на тот период большие пробелы. Далеко не всегда была понятна природа непроизвольных и навязчивых движений, тиков, тремора, рефлективных движений, влияние алкоголя и других веществ на скорость и координацию движений. Сокращение мускулов (например, лапки лягушки при раздражении электрическим током) исследовалось, в основном, в статическом состоянии.

Человек рассматривается Бернштейном как управленческая система, которую следует рассматривать в нескольких уровнях. Он выяснил, что вся совокупность движений человеческого тела имеет сложный характер. Для выполнения того или иного движения мозг не только посылает определённую «команду» к мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых результатах и на их основании даёт новые, корректирующие «команды». Это похоже, как пишет Бернштейн в книге «Ловкость и её развитие», на стрельбу из пушки, когда после первого пристрелочного выстрела артиллеристы вносят поправки (коррекции, обратную связь) для большей точности. Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором между мозгом (менеджером) и периферийной нервной системой (исполнителем) существует не только прямая, но и обратная связь.

На самых первых порах изучения движений Бернштейн выяснил, что при повторении одного и того же движения, например, удара молотком по зубилу, рабочая точка молотка каждый раз очень точно попадает по зубилу, но путь руки с молотком к месту удара при каждом ударе в чем‑то различен. И повторение движения не делает этот путь одинаковым. «Повторением без повторения» назвал это явление Н. А. Бернштейн. Значит, при каждом новом ударе нервной системе не приходится точно повторять одни и те же «приказы» мышцам. Каждое новое движение совершается в несколько отличных условиях. То же самое происходит и в циклических видах спорта. Поэтому для достижения того же результата нужны иные «команды» мышцам. Тренировка движения состоит не в стандартизации «команд», не в научении «командам», а в научении каждый раз быстро отыскивать «команду», которая в условиях именно этого движения приведет к нужному двигательному результату. Нет однозначного соответствия между результатом движения и «командами», посылаемыми мозгом к мышцам. Есть однозначное соответствие между результатом движения и «образом потребного будущего», закодированном в нервной системе.

Схема 1. Участки головного мозга человека, ответственные за движения (Скриншот из книги Н.А. Бернштейна "Ловкость и её развитие").

Схема 1. Участки головного мозга человека, ответственные за движения (Скриншот из книги Н.А. Бернштейна «Ловкость и её развитие»).

Бернштейн рассматривает эволюцию костно-мышечных систем от насекомых и до млекопитающих, прослеживая усложнение управленческих систем. Он отмечает, что у человека двигательные центры перемещаются от спинного мозга к головному.

Нужны доказательства? Пожалуйста — говорит Бернштейн. Если на открытом мозге человека раздражать слабым током некоторые его участки (см. схему 1), то в движение будут приходить соответствующие участки тела — пальцы, колена, руки, ноги и т.д. Управляющие сигналы от мозга идут к соответствующим нервным клеткам спинного мозга и далее к мышцам. Значит, управляющие центры переданы у человека от спинного мозга наверх, к головному мозгу. А вот у животных или птиц этого нет, указывает Бернштейн, и поэтому курица, например, может какое-то время бегать с отрубленной головой. Человек же, при повреждении головного мозга в какой-либо локации (от инсульта или механического удара) утрачивает способность к движению частично или полностью, хотя мышцы и суставы остаются совершенно здоровыми.

Поскольку мозг человека находится в стадии эволюционного изменения, его функции достраиваются и усложняются. Сам Николай Александрович приводит по этому поводу образное сравнение, связанное с достройкой и перестройкой старого одноэтажного здания. Раньше оно удовлетворяло потребности жильцов, но потом семья стала расти, потребовались новые помещения, комнаты, кладовые, рабочие кабинеты. Жильцы стали надстраивать новые этажи, завозить и устанавливать новую мебель, изменять обстановку. Так совершенствовался наш мозг.

Его главное отличие от животного мира — в способности к обучению. Большинство видов животных не способны к обучению. Как указывает Бернштейн, за всю историю человечества нам удалось «приручить» только два вида насекомых — пчёл и тутового шелкопряда. Да и то, иронизирует Бернштейн, неизвестно, кто кого освоил, человек насекомых, или насекомые человека (намекая на клопов, комаров, глистов и прочих паразитов). К дрессировке и научению способны только самые высоко развитые представители фауны.

Что это означает для человека как минимум, двухуровневая система управления движениями и действиями (т.е. цепью движений)? Многое — указывает Н.А. Бернштейн. Пока ребёнок маленький, его системы двигательного управления не сформировались — поэтому младенцы в первые месяцы своей жизни лишь хаотично сучят ручками и ножками, тогда как многие млекопитающие практически сразу после рождения способны стоять на ногах и даже передвигаться. Движение всем телом (локомоции — ходьба, бег, плавание, ползание) формируются у человека позже и состоят из фонового режима и выработанных упражнениями навыков (автоматизмов). Причём эти автоматизмы (такие, как езда на велосипеде, коньках, плавание и проч.) вырабатываются на основе двух законов: 1) после некоторого времени обучения формируются сразу, скачкообразно; 2) выработанный навык (автоматизм) запоминается на всю жизнь, и если даже десятилетиями не используется, то быстро восстанавливается при первых упражнениях.

В своих работах Николай Бернштейн значительное место уделяет двигательной ловкости, т.е. выработанной человеком филигранной координации движений. Главные факторы в спорте — это сила, скорость, выносливость и ловкость. И если силу и скорость Бернштейн считает специфическими характеристиками конкретного организма, то выносливость рассматривает как согласованное, гармоничное и экономичное функционирование всех органов спортсмена, готовых давать полную мощность длительное время. А вот ловкость — это «двигательная находчивость» в различных экстремальных ситуациях.

Мы ещё вернёмся к научным разработкам Н.А. Бернштейна, который заложил прочные основы для киберпротезирования и теории движений в робототехнике. А в качестве курьёза напомним, что нынешние параатлеты с современными протезами (такие, как Оскар Писториус и Маркус Рэм) показывают результаты зачастую выше, чем здоровые спортсмены.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.