Физкультурные вузы и их общественно-экономическая роль. Система подготовки спортивных менеджеров

Физкультурные вузы

Физкультурные вузы

Общепризнано, что система образования является базовым элементом производства и воспроизводства интеллектуального потенциала общества, служит генератором новых идей, знаний, методик и технологий. От качественных характеристик той или иной образовательной системы в конечном счете зависит уровень подготовки кадров для всех отраслей промышленности, культуры, социальной и политической сферы.

Другими словами, образование и экономика (а также другие сферы) связаны самым тесным и непосредственным образом. Причем роль образовательной системы первична, именно она играет роль «ведущего звена», потянув за которое можно вытянуть хозяйственную и другие сферы на более высокий уровень развития.

Ключевую роль в качественной подготовке кадров для культурной, социальной и экономической сферы играют высшие учебные заведения, которые продуцируют наиболее подготовленных и компетентных специалистов. И в первую очередь это относится к выпускникам вузов педагогических специальностей, которые становятся важнейшими действующими лицами образовательного процесса, локомотивом преобразований и обновления общества.

Особую, специфическую роль в становлении новых экономических и культурных отношений играют специалисты-педагоги физкультурного профиля. В последние годы вся система сложившихся социально-экономических отношений в России претерпевает радикальные изменения; при этом значительно видоизменяется структура общества, ценностные ориентиры граждан, потребительское поведение. Экономические преобразования, проводимые в нашей стране подчас непоследовательно и противоречиво, оказали негативное влияние на образ жизни россиян, на состояние их здоровья и продолжительность жизни. Так, например, из 10 призывников 7 непригодны к службе в армии по состоянию здоровья; средняя продолжительность жизни мужчин – около 62 лет (на 2011 г.). Кроме того, следует отметить высокую смертность мужчин в трудоспособном возрасте, – в среднем мужчины  умирают в трудоспособном возрасте (от 18 до 60 лет) вдвое чаще, чем женщины. Причины такого негативного положения дел хорошо известны – недостаточная двигательная активность граждан, злоупотребления алкоголем, потребление наркотических препаратов и табакокурение. В сложившихся условиях значительно возрастает значимость физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни. Только кропотливая работа по внедрению физической культуры и спорта в повседневную жизнь общественных масс способна переломить складывающуюся негативную тенденцию.

В системе подготовки и переподготовки кадров для физической культуры и спорта высшее образование играет решающую роль, так как именно выпускники физкультурных вузов обеспечивают (см. рис.1):

Рис.1. Физкультурные вузы в структуре рынков труда.

Рис.1. Физкультурные вузы в структуре рынков труда.

  • Интеграцию физкультурного образования, науки и экономической практики в единый комплекс; спортивные вузы во многом определяют тенденции и пути развития физкультуры и спорта в стране. Посредством физкультурного образования большинство научных разработок, методик и технологий внедряется в повседневную жизнь и учебный процесс. Высокоинтеллектуальная среда физкультурных вузов продуцирует научные разработки широкого спектра, в том числе мирового уровня;
  • Кадровый потенциал для общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, военных училищ и высших учебных заведений всех профилей. Выпускники физкультурных вузов несут основную нагрузку по обеспечению учебного процесса в данных учебных заведениях. Эта многочисленная категория специалистов является, в основном, государственными служащими и напрямую обслуживают интересы государства, проводят в жизнь решения правительственных структур, обеспечивают федеральным и региональным властям идеологическую и информационную поддержку;
  • Систему государственной службы специалистами физкультурно-спортивного профиля высшей квалификации. Государственные физкультурно-спортивные министерства и ведомства, соответствующие комитеты и департаменты в составе областных администраций и муниципалитетов комплектуются в основном специалистами, имеющими высшее физкультурное образование. От компетентности, морально-волевых и профессиональных качеств этих государственных служащих зависит качество управленческих решений в российской физической культуре и спорте, эффективное развитие отрасли в целом;
  • Международные спортивные организации и комитеты высокопрофессиональными специалистами – выпускниками российских физкультурных вузов. Очевидно, что обеспечить достойное представительство России в международных физкультурно-спортивных организациях могут лишь люди, имеющие за плечами огромный практический опыт и значительную теоретическую подготовку. Чаще всего такие навыки и знания приобретаются выпускниками физкультурных вузов, которые проходят хорошую школу спортивной и педагогической подготовки;
  • Подготовку спортивных менеджеров и предпринимателей, работающих в области спортивно-оздоровительной и массовой спортивной подготовки, а также в спорте высших достижений. В связи с переводом российской экономики на рыночные принципы произошел неизбежный переход финансирования физической культуры и спорта на разнообразные источники – как бюджетного, так и внебюджетного характера. В условиях переходной экономики возникла острая необходимость в специалистах физкультурно-спортивного профиля, хорошо разбирающихся в финансах, бизнесе и экономико-правовых вопросах, то есть в спортивных менеджерах. Подготовку таких специалистов осуществляют с недавнего времени вузы физической культуры.

На остроте и значимости проблемы обучения квалифицированных менеджеров остановимся более подробно. Подготовка и переподготовка управленческих кадров для физической культуры и спорта – задача важная и актуальная. Особенно остро проблема дефицита профессиональных спортивных менеджеров проявила себя в начале 1990-х годов, когда экономическая и социальная жизнь России подверглась коренной трансформации. С переходом к рынку физкультурно-спортивные отношения изменились радикальным образом, – появился и стал активно расти спортивный бизнес, профессиональный спорт стал развиваться по западным моделям, отдавая приоритет работе со спонсорами и телекоммуникационными компаниями, для отечественных спортсменов и тренеров открылись международные рынки труда, появились широкие возможности выступления за иностранные спортивные клубы. Иными стали принципы функционирования спорткомплексов, стадионов, бассейнов и прочих спортивных сооружений. Бюджетное финансирование оскудело и руководству объектов физкультурно-спортивного назначения приходилось искать новые формы работы по привлечению дополнительных денежных средств на увеличение зарплаты персоналу, на текущий и капитальный ремонт, на закупку современного оборудования и прочие цели.

В связи с отмеченными обстоятельствами, особо востребованными стали специалисты по фандрайзингу (по поиску и привлечению финансовых средств под какие-либо проекты) и спонсорингу (по привлечению спонсоров). Помимо этого, спортивному бизнесу и профессиональному спорту требуются квалифицированные GR-менеджеры (специалисты по связям с государственными структурами), PR и HR-менеджеры (специалисты по связям с общественностью и по персоналу).

Однако к новым условиям работы, построенной на рыночных принципах, оказалось неготовым большинство руководителей физической культуры и спорта как на микро, так и на макроуровне. Руководящим работникам катастрофически не хватало современных знаний по менеджменту, маркетингу, юриспруденции и бизнесу. Потребность в новых кадрах, в совершенствовании навыков и знаний привела к изменениям в системе подготовки и переподготовки специалистов в отрасли физкультуры и спорта, инициировала разработку новых программ и стандартов в системе физкультурно-спортивного образования.

В начале 1990-х годов российские физкультурные вузы впервые начали осуществлять подготовку спортивных менеджеров, которые должны были усилить кадровый состав отрасли, сделать более эффективным государственное управление физкультурой и спортом, управление спортивными сооружениями, федерациями и спортивным бизнесом. Задача восполнения дефицита квалифицированных менеджеров изначально стала решаться по следующим направлениям:

  • Усиление программ подготовки специалистов в сфере физкультуры и спорта дисциплинами управленческого, экономического и правового характера. В существующие учебные планы стали вводиться новые дисциплины – основы предпринимательской деятельности, маркетинг, менеджмент, управление персоналом, правовые основы физкультуры и спорта и проч. – которые разрабатывались и читались в рамках национально-регионального компонента и спецкурсов;
  • Введение новой специализации и специальности «Менеджмент». На начальном этапе физкультурные вузы стали отрабатывать новые учебные дисциплины под эгидой специализации «Спортивный менеджмент», которая хотя и содержала расширенный набор управленческих и экономических дисциплин, но все же, по сути, была направлена на подготовку тренеров, знакомых с основами менеджмента. Во второй половине 90-х годов отдельные вузы усилили свой кадровый состав и отработали управленческие дисциплины настолько, что смогли ввести в учебный процесс специальность «Менеджмент», которая позволяла давать студентам необходимый объем знаний по всему спектру управленческих и экономических дисциплин. Выпускники физкультурных вузов с дипломами менеджеров впервые появились на российском рынке труда в начале 2000-х гг.;
  • Совершенствование программ переподготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта. В системе повышения квалификации и переподготовки работников физкультуры и спорта были усовершенствованы курсы читаемых дисциплин, а также введены новые направления, связанные с углубленным изучением основ менеджмента и спортивного бизнеса. Помимо этого, физкультурные вузы стали осуществлять набор в аспирантуру тех выпускников и практических работников, которые проявили склонность к научным исследованиям в области менеджмента и экономики. Данное направление получило в настоящее время наиболее динамичное развитие.

Сегодняшнее состояние дел с подготовкой спортивных менеджеров всех уровней физкультурными вузами нашей страны можно в целом признать удовлетворительным. Несмотря на недостаточное государственное финансирование вузов и спортивной науки в целом, на трудности организационного и кадрового характера, подготовка и переподготовка спортивных менеджеров достаточно динамично развивается и в ближайшие годы, вероятно, примет законченные формы.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.