Арсенал спортивных мероприятий очень богат и разнообразен. Его инструментарий одинаково хорошо подходит для коммерческих и некоммерческих целей, для продвижения в общественное сознание идей здорового образа жизни и двигательной активности, для корпоративных ивентов, как информационный повод для рекламных и пиар-акций, для привлечения внимания больших групп людей к каким-либо проблемам экологического, политического или социального характера.
Если взять за основу классификации структуру, приведенную нами выше (по уровням спортивных событий), то начать нам удобнее всего с индивидуального и семейного сегмента.
Здесь, на нижнем ярусе социальной пирамиды, формируется целый комплекс спортивных мероприятий по темам самосовершенствования взрослых и детей, внедрения в повседневную жизнь утренних пробежек, зарядки или скандинавской ходьбы, записи ребёнка в спортивную секцию (подчеркнём, что по последним данным ФОМ 51% россиян хотели бы, чтобы их ребёнок стал профессиональным спортсменом), посещении фитнес-клуба, индивидуальных или семейных велопрогулках, походах на футбол и т.д. При принятии решения обсуждаются такие вопросы, как стоимость спортивного мероприятия, его целесообразность и польза, альтернативные варианты, риски травматизма, перспективы и конечные результаты занятий.
Несмотря на то, что мы говорим о самом нижнем уровне спортивных мероприятий, он имеет важнейшее значение для всей структуры физической культуры и спорта, поскольку именно здесь зарождаются и формируются тенденции двигательной активности, появляются новые идеи, подхватываются или отторгаются спортивные и околоспортивные инновации, мода, привычки, кристаллизуются семейные традиции. Изучение низового уровня представляет значительный интерес и базу принятия решений для производителей спортивных товаров, услуг, информации, для городских и районных властей, для федеральных структур, занимающихся здравоохранением, спортом, туризмом и досугом граждан.
К семейной и индивидуальной двигательной активности примыкает дворовый спорт. Этот уровень всё более полно и интенсивно используется в России, поскольку для его нормальной деятельности возводится необходимая инфраструктура – спортивные площадки для детей, турники, тренажёры, беговые дорожки, хавпайпы и прочие спортсооружения. На базе современных и безопасных дворовых (парковых) спортплощадок и мини-стадионов можно проводить отличные спортивные мероприятия, что подтверждается реальной практикой. В сельской местности такие малые формы спортивной организации перерастают в полноценные смотры и фестивали, включающие в себя театрализованные постановки и исторические реконструкции, а также народные (этнические) виды спорта и силовые забавы (гири, перетягивание каната, армрестлинг, влезание на шесты и проч.).
Следующий уровень организации спортивных мероприятий затрагивает дошкольные и школьные учебные заведения, техникумы и вузы. Для детских садов спортивные мероприятия, развлечения и праздники особенно важны в связи с тем, что у детей дошкольного возраста характер и физическая подготовленность только формируются, интеллект ребёнка в данный период вбирает массу информации, эмоций, переживаний из окружающей среды. От того, как проводятся спортивные мероприятия и спортивные праздники в дошкольных учебных заведениях, во многом зависит будущее восприятие ребёнком двигательной активности и спорта, его отношение к собственному внешнему облику, избыточному весу, закаливанию, утренней гимнастике, здоровому образу жизни в целом.
Не менее значимой стратой является уровень учебных заведений типа общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и вузов. Здесь спортивные события разной направленности во многом дополняют и развивают соответствующие обязательные программы физического воспитания студентов, учащихся и школьников.
В последние годы в нашей стране всё больше оживает корпоративный уровень осуществления спортивных мероприятий. Конечно, пока это лишь первые ростки и до степени развития физической культуры и спорта на предприятиях в советский период ему далеко. Тем более, что ныне в рыночной экономике превалируют малые предприятия и индивидуальные предприниматели, которые не имеют достаточных стимулов и ресурсов в части внедрения постоянных и разовых спортивных мероприятий в повседневные производственные процессы. Им самим не хватает знаний для понимания роли спортивных мероприятий для сплочения трудового коллектива, для повышения производительности труда, для правильного чередования периодов труда и отдыха, для развития личности сотрудников.
Но в то же время мы можем констатировать и положительные тенденции на этом направлении, когда всё большее количество работодателей и наёмных работников отказывается от традиционных возлияний и застолий на корпоративах, заменяя их спортивно-развлекательными мероприятиями, двигательной активностью, туризмом, выездом на природу, соревнованиями по отдельным видам спорта (настольному теннису, бильярду, боулингу, шахматам и проч.).
В систему спортивных мероприятий более высокого уровня входят ивенты районного, городского, областного, республиканского и федерального масштаба. Они расцвечивают палитру жизни местного сообщества, служат развлекательным, пропагандистским, имиджевым, туристическим и прочим целям. Спортивные мероприятия отлично вписываются в канву различных городских и сельских праздников (в День города, День физкультурника, в даты общенациональных и профессиональных праздников), фестивалей, городских и областных конкурсов, открытий и закрытий соревнований, церемоний награждения кого-либо.
Для бизнес-структур спортивные мероприятия городского и областного уровня являются благоприятной возможностью продвинуть свою торговую марку, товар или услугу, провести промо-акцию, получить дополнительную прибыль от атмосферы праздника. Более подробно мы поговорим об этом ниже, а сейчас кратко осветим уровень национального и международного характера.
Спортивные события общегосударственного и международного масштаба представляют значительный интерес для организаторов и участников события самого разного плана – федеральных и муниципальных властей, международных и национальных спортивных федераций, общественных организаций, болельщиков, граждан страны и иностранцев, выступающих в роли участников или туристов.
У бизнеса в таких случаях имеется свой интерес, связанный с прямой и косвенной рекламой, запоминанием торговых марок спонсоров, созданием позитивного имиджа.
Возьмём, к примеру, такое спортивное событие международного масштаба, как Стамбульский марафон, который в 2018 году проводится в 40-ой раз. Это значимое событие проводится под эгидой известной международной корпорации «Водафон» (Vodafone), которая выступает спонсором данного события (см. фото).
Используя тот факт, что в Стамбульском марафоне участвует 30 тысяч бегунов из 100 стран, «Водафон» проводит эффективную косвенную рекламу своего брэнда и телекоммуникационных услуг. Помимо этого, компания позиционирует себя как бизнес-игрока, поддерживающего здоровый образ жизни, поскольку девиз ежегодного 8-километрового «народного марафона» в этом году — «Вперед, Стамбул! К здоровому будущему!».
Не остаются в стороне от таких событий и политические силы в лице партий, движений, отдельных политических лидеров, кандидатов на какие-либо выборные должности. Принимая участие в массовых спортивных акциях, политики, артисты, звёзды эстрады и кино напоминают о себе зрителям, поклонникам, электорату, потребителям, которые откликаются на акции тем или иным образом.