Формирование трудовых ресурсов в сфере физической культуры и спорта

Формирование трудовых ресурсов

Формирование трудовых ресурсов

Физические упражнения и спортивные состязания культивировались многими народами на самых ранних стадиях человеческой цивилизации. Как свидетельствуют археологические находки и другие памятники истории, в древнем Египте были популярны игры в мяч, художественная гимнастика и борьба; бег, борьба и конные соревнования у этрусков; борьба у шумеров; конный спорт у хеттов. Однако спортивная жизнь у этих народов оставалась на довольно примитивном уровне.

На более высокую ступень развития переходит физическая культура и спорт в период античной цивилизации. Так, греки развили спорт в самостоятельную систему и включили его в образовательный и воспитательный процесс. Например, в Спарте к молодежи предъявлялись очень высокие требования, — юноши и девушки должны были быть выносливыми, мужественными и обладать военными навыками. Развивали эти качества при помощи физических упражнений, которые составлялись так, чтобы воспитывать в юношах силу, твердость и выдержку, а в девушках – здоровье и физические качества для того, чтобы иметь крепкое потомство. Многие упражнения были одинаковыми для юношей и девушек.

Физические упражнения в Афинах несколько отличались от спартанских и использовались не только для выработки военной сноровки, но и способствовали формированию гармонического телосложения, воспитанию силы, ловкости и красоты. Тем самым спорт служил цели созидания человека, обладавшего физическим и душевным совершенством.

Осознание античным обществом ценности физической культуры и спорта привело, в конечном счете, к включению в V-VI вв. до н. э. физических упражнений в образовательный процесс – главным образом в форме музыкально-гимнастического образования. В этот период стали создаваться специальные учебные заведения – гимнасии, в которых изучение языковых дисциплин, литературы, математики, а также спорта стало проводиться на более высоком уровне.

Проводившиеся в VIII-V вв. спортивные состязания и панэллинские игры привели к появлению в IV в. до н.э. первых профессиональных спортсменов. Это произошло потому, что многие города-государства стали щедро обеспечивать своих победоносных атлетов, которые могли в связи с этим полностью посвятить себя спорту.

Профессиональный подход к физической культуре и спорту требовал специальной системы питания и тренировок. Для того, чтобы добиться высоких спортивных результатов, атлетам теперь, помимо природных данных, требовались знания о том, как лучше тренироваться, не допуская перетренировки; как лучше отдыхать и восстанавливать силы. Другими словами, профессиональным атлетам нужны были спортивные методики, которые бы учитывали весь предыдущий положительный и отрицательный опыт спортивной и психологической подготовки, а также вносили новые моменты в этот процесс. Собрать такого рода информацию, ее обработать, осмыслить, систематизировать и передать новым поколениям спортсменов могла только спортивная наука и образование.

Отмеченные предпосылки привели к тому, что со временем система физкультурного образования и науки прочно закрепились в соответствующих общественных институтах. Физическая культура и спорт глубоко интегрировались в учебный процесс общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений.

Особенно полно стала осознаваться значимость физкультурного образования в конце XIX – начале ХХ вв. В этот период во многих странах мира начинает зарождаться и развиваться система включенного и специального спортивного образования многоступенчатого характера. В частности, в России к концу XIX в. физическая культура вводится во многих учебных заведениях в качестве обязательной дисциплины, а к началу ХХ в. начинают функционировать Высшие физкультурные курсы, выпускающие первых специалистов спортивного профиля высшей квалификации.1

Широкое проникновение физической культуры и спорта в образовательные процессы не является случайным явлением. Напротив, это осознанный и целенаправленный процесс, который вызван, с одной стороны, практическим опытом многих стран и народов (введение в учебный процесс спортивных дисциплин дает позитивные результаты в части физического и интеллектуального развития обучающихся), с другой стороны, совместные занятия спортивными играми и упражнениями создают «командный дух» обучающихся и поддерживают их здоровье.

В двадцатом столетии впервые стали появляться глубокие научные исследования в сфере анализа взаимосвязи физической культуры и экономики, физической культуры и политики, физической культуры и здоровья. Эти разноплановые исследования проводились различными учеными и исследовательскими коллективами в разных государствах и в различных сферах человеческой деятельности (в военном деле, медицине, образовании, экономике), но все они оказывались едины в конечных своих выводах – роль физической культуры и спортивного образования высока и в перспективе будет только возрастать.

Однако развитая отрасль физической культуры и спорта не возникает самопроизвольно на пустом месте. Главной движущей силой и потенциалом отрасли являются ее трудовые ресурсы, от количества и качества которых в решающей мере зависит выполнение возложенных на физкультуру и спорт задач.

Подготовка кадров для физкультуры и спорта – задача многоуровневая и разноплановая, требующая квалифицированного менеджмента и скоординированных действий в сфере науки, культуры, образования, бизнеса, национальной политики и международных связей. Квалифицированные кадры востребованы спортивным бизнесом и индустрией красоты, туристической отраслью, социальной сферой (которая предъявляет спрос на специалистов по адаптивной физкультуре, по инвалидному спорту, по различным оздоровительным гимнастикам и методикам), силовыми структурами, армией, образовательными и лечебными учреждениями.

Особые требования к квалификации работников предъявляет профессиональный спорт, которому необходимы спортсмены, тренеры и менеджеры самого высокого уровня, обладающие новейшими методиками, знаниями и навыками. Подготовка специалистов такого уровня требует высокоразвитой системы образовательных и научных учреждений, наличия всесторонне подготовленного образовательного контингента, исследовательской, материальной и финансовой базы.

Формирование трудовых ресурсов для отрасли физической культуры и спорта начинается в нашей стране с самых ранних периодов жизни человека. Поступая в общеобразовательные школы, специализированные спортивные интернаты, ДЮСШ, СДЮШОР или ШВСМ, дети проявляют на занятиях свои способности, которые отмечаются учителями и тренерами. Наиболее способные и целеустремленные ученики, пройдя сквозь годы повседневных тренировок, участие во множестве соревнований, приобретают богатый спортивный опыт. Нередко бывает так, что к моменту окончания средней школы (или ДЮСШ) ее выпускник становится настоящим спортсменом, победителем многих соревнований, уже создавшим себе имя и авторитет в спортивном мире (см. рис.1). Такой выдающийся спортсмен может сразу по завершении карьеры найти себе место в профессиональном спорте – он может стать арбитром, чиновником спортивной федерации или выполнять какую-либо техническую работу.

Рис.1. Процесс формирования базы трудовых ресурсов отрасли физической культуры и спорта.

Рис.1. Процесс формирования базы трудовых ресурсов отрасли физической культуры и спорта.

Однако даже заслуженный спортсмен с ярким послужным списком не может сразу приступить к тренерской или преподавательской работе в силу недостаточности специальных знаний и умений. Полностью сформировавшимся специалистом он может стать лишь получив профессиональное образование в сфере физкультуры и спорта, закончив соответствующее среднее специальное учебное заведение или вуз. Таким образом, кадровый потенциал отрасли физической культуры и спорта формируется из людей, имеющих обширный практический опыт и основательную теоретическую подготовку.

Система подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли находится под пристальным вниманием государства, которое активно управляет спортивным образованием, создает условия для динамичного развития физкультуры и спорта в стране. Государство финансирует учреждения спортивного образования, готовит образовательные стандарты общего и специального назначения, аттестует и лицензирует тренеров, присваивает классность и почетные звания, проводит фестивали и соревнования различного уровня.

Свой вклад в формирование трудовых ресурсов отрасли вносит спортивный бизнес, который за собственный счет осуществляет подготовку кадров, проводит стажировки и мастер-классы, разрабатывает специальные методики и тренинги.

Большое значение подготовке спортивных кадров придают профессиональные союзы, которые финансируют детско-юношеский спорт, двигательную активность и спорт на предприятиях, инструкторов по спорту, по оздоровительной гимнастике и массажу.

Собственную систему физкультурно-спортивной подготовки имеют силовые министерства и ведомства. По отдельным программах работают специалисты из МВД, армии и спецслужб. Соответственно, этим структурам требуются узкоспециализированные тренеры и инструкторы с такими знаниями и умениями, которые не должны быть доступны всем желающим, так как могут представлять повышенную опасность для общества.

Таким образом, подготовка трудовых ресурсов для сферы физической культуры и спорта является процессом сложным и многогранным, со своей спецификой и особенностями для каждой группы участников. Управление процессом подготовки кадров децентрализовано и координируется разными министерствами и ведомствами – главным образом, министерством образования и федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму.


1 Рубежным моментом введения спортивных дисциплин как обязательного компонента образования, можно считать 1889 г., когда Министерством народного просвещения России был издан циркуляр о введении обязательного преподавания гимнастики. Что же касается появления высшего физкультурного образования в России, то за базу отсчета можно принимать 1896 г., когда впервые в нашей стране стали функционировать Высшие женские курсы П.Ф. Лесгафта.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.