Задача возврата инвалидов в категорию здорового населения с коэффициентами в 0,35-0,40 может показаться для современной России утопичной и практически не реализуемой. И уж тем более фантастическими смотрятся цифры в 70-80 % возврата.
Однако именно такие амбициозные планы должны служить ориентиром для экономики инвалидного спорта на ближайшее десятилетие. Основной предпосылкой их реализации является обоюдное желание инвалидов, с одной стороны, и государства и общества с другой, перевести вопрос из разряда научных дискуссий и экономической полемики в разряд повседневных технологий, дающих позитивные эффекты.
Структурируя экономику инвалидного спорта по укрупненным блокам и финансовым потокам, мы можем выделить следующие основные кластеры и направления (см. рис.2).
Согласно концептуальным установкам «Закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и принципам ООН, касающихся людей с ограниченными возможностями,[i] перед российским государством стоит задача не просто помочь инвалидам, а сделать их равноправными гражданами в экономическом, социальном, культурном плане.
В рамках решения этой задачи система физической культуры и спорта в нашей стране должна играть более активную роль по двум основным направлениям:
- Как профилактический инструмент, дающий людям здоровье, долголетие, физическую и творческую активность;
- Как платформа для возврата инвалидов к полноценной жизни, с восстановлением работоспособности, экономического и социального статуса.
Первое направление, отмеченное нами выше, представляет собой значительный барьер для расширения притока людей, пополняющих когорту инвалидов. Известно, что износ человеческого материала в нашей стране весьма высок и связано это, во многом, с неправильным образом жизни граждан, повышенным потреблением спиртных напитков, табакокурением, а также недостаточным медицинским обслуживанием.
В экономическом плане существующую ситуацию можно обрисовать так: государство выделяет малые средства для массового спорта, экономя на стадионах, бассейнах, дворовых спортплощадках, на системе детско-юношеских школ и спортивных соревнованиях. Такая экономия в малом оборачивается огромными потерями, связанными с заболеваемостью населения. При этом надо помнить, что медицина в данном процессе играет второстепенную роль – обычно к врачам пациент попадает, уже имея какое-либо заболевание. А действенная система физической культуры и спорта – это мощное профилактическое средство, сберегающее здоровье, стимулирующее физическую и творческую активность.
Отсюда следует первый вывод: в системе экономики спорта важнейшим моментом является развитие двигательной активности на бытовом уровне. Государство, выделяющее денежные средства из федерального и региональных бюджетов на спортивную инфраструктуру и пропаганду здорового образа жизни, снижает, в конечном счете, количество инвалидов в стране.
Сопоставляя объем денежных средств, которые требуются на профилактику заболеваний через систему физкультуры и спорта и активизации двигательной активности, с теми средствами, которые требуются на ликвидацию последствий неправильного образа жизни, мы можем констатировать, что профилактика обходится в несколько раз дешевле, чем устранение негативных последствий.
Второе направление физической культуры и спорта – это возврат людей с ограниченными возможностями к полноценной жизни. Здесь мы вправе вычленить из системы массового спорта специализированный сегмент инвалидного спорта, который должен стать предметом особой заботы и повышенного финансирования из всех возможных источников.
На этом пути у нас достаточно много проблем. Начнем с кадрового обеспечения. Полагаем, что одним из лучших решений было бы расширение штатов физкультурно-спортивных организаций специализированного характера за счет самих инвалидов. Им, людям не понаслышке знакомым с трудностями повседневной жизни, лечения, адаптации и общения с внешним миром, было бы логичным доверять работу с лицами, имеющими аналогичные дефекты или недуги. Однако уже на стадии поступления в физкультурный вуз абитуриенты из числа инвалидов сталкиваются с дискриминационными правилами приема, которые требуют, чтобы поступающие были полностью здоровы. Эту проблему Министерство науки и образования РФ должно незамедлительно устранить.
Вторая крупная проблема кроется в предпринимательстве инвалидов в сфере адаптивной физкультуры, двигательной активности и спорта. Налоговое бремя для этой категории предпринимателей, которые работают с людьми с ограниченными возможностями, должно быть сведено к нулю. Опасения фискальных органов в том, что кто-то будет уходить от налогов под прикрытием инвалидных организаций, беспочвенны, так как такая деятельность легко контролируется и проверяется.
Третий блок проблем носит организационно-управленческий и инфраструктурный характер. Для реабилитации инвалидов и обеспечения занятиями физкультурой и спортом требуются оборудованные помещения, технический и тренерский персонал. Обеспеченность спортивными залами, спортсооружениями и спортинвентарем, как в крупных городах, так и в сельской местности оставляет желать лучшего. Для улучшения положения требуются значительные инвестиции. Однако почти все финансовые ресурсы государства ориентированы на объекты сочинской Олимпиады и будущего чемпионата мира по футболу. Инвалидный спорт в этой связи недополучает в свое распоряжение объекты социально-культурного и физкультурно-спортивного назначения.
На наш взгляд, такое положение дел может быть признано как неудовлетворительное. Экономика инвалидного спорта начнет функционировать в оптимальном режиме только при условии ее надлежащего обеспечения финансовыми ресурсами и моральной поддержкой. Перекосы в распределении денежных средств, с приоритетами на профессиональный спорт, традиционно свойственны отечественным управленческим структурам как федерального, так и местного уровня. Пора решать задачу подъема инвалидного спорта на новой теоретической и практической основе, тесно взаимодействуя с инвалидными саморегулирующимися организациями.
[i] Комиссия социального развития ООН в 1993 г. определила, что нетрудоспособность создается обществом. Исходя из этого, правительство должно обеспечить инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.