Сегодня найдется совсем немного людей из мира спорта, которые не знакомы с торговой маркой Select. Сейчас Select является всемирно известным производителем футбольных и гандбольных мячей, качество которых постоянно подтверждают международные федерации футбола и гандбола, а также лучшие клубы планеты в этих видах спорта. Как могла компания Select достигнуть таких высочайших результатов в условиях непростой конкурентной борьбы с ведущими компаниями, лидерами спортивной индустрии, — об этом наш рассказ.
История Select – это история Ойгиля Нильсена – основателя компании. Стремление Ойгиля сделать более качественный футбольный мяч, мечта, появившаяся еще в 1945, стала причиной создания компании. До его ухода из жизни в 2000 году, Ойгиль направлял развитие марки Select и формировал ее ценности. Эти ценности включают в себя принципиальную приверженность качеству, широчайший опыт и знания материалов, процесса создания мяча, высокую деловую этику.
Ойгиль Нильсен родился в Дании в 1918 году в многодетной рабочей семье. Он был одним из восьми детей, где старшие всегда помогали младшим. Ойгиль с удовольствием занимался спортом, отдавая предпочтение футболу. В 20 лет он дебютировал в качестве вратаря футбольного клуба «Копенгаген» – старейшего клуба Дании. Он играл в команде, когда она выиграла пять чемпионатов Дании. Однако болельщики его помнят еще и как вратаря сборной команды Дании, в которой он успешно выступал 28 лет. Ойгиль Нильсен был игроком футбольной сборной Дании, когда она завоевала бронзовую медаль Олимпийских игр 1948, проигравшую только одну игру – будущим победителям, сборной команде Швеции.
Как и многие элитные игроки сороковых, Ойгиль не слишком жаловал кожаные мячи. Они плохо держали круглую форму, становились «яйцом» (особенно, если мячи плотно накачивали), разбухали от влаги и снега, имели на поверхности шнуровку.
Шнуровка выступала из мяча и больно ударяла игроков при игре головой. Кроме того, резиновые камеры внутри мяча надувались с помощью насоса и завязывались как надувные мячи. Соски камер подсовывались под шнуровку. В результате этими мячами было неудобно играть, они не были сбалансированы, и это очень досаждало Ойгилю. Причины тому вполне понятны – Ойгиль был вратарем, и несбалансированный мяч часто влетал в ворота по непредсказуемой траектории.
К счастью для мира футбола, после Второй мировой войны, Ойгиль начал работать на фабрике по производству обуви и кожи, продолжая играть в футбол. Однако его внимание вскоре переключилось на футбольные мячи. Используя полученные о коже знания, в 1945 году он приступил к работе над своим мячом.
Качества мяча, такие, как эластичность, вес, форма и панели должны быть четко сбалансированы по отношению друг к другу для достижения правильного отскока и изностойкости.
С самого начала футбольные мячи Ойгиля были нетрадиционными. Устав от мячей, которые теряют свою форму, он стал увлажнять и растягивать кожу, чтобы предотвратить ее последующее растяжение. Это явилось большим шагом вперед в улучшении качества мячей. Затем Ойгиль добавил к камере ниппель. Это было началом бесконечных экспериментов с материалами и формой, которые и по сегодняшний день проводятся на Select. Результатом экспериментов стало создание лучших из когда-либо сделанных мячей.
Ойгиль сделал свой первый футбольный мяч, который он назвал Select («Отборный») — в 1946 году. Этот этапный момент можно считать датой основания кампании. В этом же году Датская Футбольная Ассоциация дала согласие на переход и использование мячей Select.
Несмотря на этот несомненный успех, Ойгиль Нильсен был далек от самоуспокоенности. Он хотел создать мяч-мечту всех футболистов – мяч без шнуровки и изменения свойств, которые он претерпевает во время игры. На деле это означало огромное искусство, когда последний узелок на шве должен быть сделан изнутри мяча. Ойгиль провел долгие часы в цехе, ломая голову над этой проблемой – выворачивая каркас мяча, пытаясь зацепить нитку импровизированными инструментами. В конце концов, он разработал технологию, которая позволяла ему сделать последний узелок при помощи длинной иглы с крючком. Так родился мяч Select Super: гладкий и сбалансированный со всех сторон.
Датская футбольная ассоциация осторожно восприняла инновационный мяч, но когда он впервые попал на поле в 1951 году во время матча между Данией и Швецией, обеим командам он пришелся по вкусу. Слава о новом отличном мяче распространилась быстро. Мяч Select Super был выбран мячом Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки и 1956 в Мельбурне.
В те годы кожа была фундаментом качества мяча. Основной задачей являлся выбор материала и сама работа. Если панели мячей вырезались из разных частей коровьей шкуры, мяч никогда не держал форму. Ойгиль понимал это; он привнес в футбольную индустрию внимательное отношение к качеству кожи. Но кожа – очень неудобный материал для футбольных мячей. Она поглощает воду, твердеет в холодную погоду, и после многочисленных ударов. Кроме того, кожа быстро изнашивается. В 1950-е и 1960-е годы Ойгиль и коллектив компании Select пытались осуществить трудновыполнимое – создать футбольные мячи, которые бы держали свою форму, баланс и вес в тяжелых условиях футбольной борьбы на грязном поле.
Для улучшения округлости и аэродинамики, в 1962 Select увеличил число панелей на своих футбольных мячах от 18 (прямоугольных) до 32 (12 пятиугольных и 20 шестиугольных). Скоро это стало мировым стандартом в производстве мячей.
Для борьбы с поглощением влаги, Ойгиль экспериментировал с мячами, прокрашенными специальным составом. Иногда приходилось в течение одного матча менять по восемь мячей, так как краска оставалась на игроках. Проблема была решена при помощи нанесения покрытия из полиуретана. В 1965 году Select сделал первый водоотталкивающий футбольный мяч.
В 70-е годы, Ойгиль стал постепенно отказываться от кожаных футбольных мячей, и концу этого десятилетия их сняли с производства. Select достиг такого этапа, когда компания смогла сделать материал, который мог поддерживать лучшие качества кожи – ее мягкость и прочность, – и сохранял при этом водоотталкивающий эффект, изнашивался не так быстро, но оставался мягким, даже в холодных погодных условиях. Материал заслужил свое название – синтетическая кожа. Select стал первой кампанией, производящей сшитые вручную футбольные мячи из полиуретана.
Но не все виды полиуретана одинаковые. У каждой кампании есть свои формулы, и они строго охраняются. Select является лидером в разработке материалов из полиуретана для спортивных мячей. Специалисты Select протестировали огромное количество формул полиуретана для использования во всех погодных условиях, на всех типах поверхности.
Хотя каркас мяча и является важной составляющей, футбольный мяч имеет много других компонентов. Каждый мяч Select – это комбинация различных материалов: различных слоев полиуретана, специально разработанной подкладочной ткани, латексной камеры, которые гармонично добавляют друг друга. Очень важны не только сами компоненты, но и то, каким образом скомбинированы.
Эксперты Select полагает, что качественные мячи должны быть сшиты вручную. При этом Select никогда не использует детский труд, желая сэкономить на издержках (в отличие от компании Nike, которая использовала труд пакистанских подростков).
Материалы, производство, искусство и наука создания мяча — это то, что отличает Select. В этом вопросе, а также в вопросе качества компания Select всегда остается приверженцем принципа Ойгиля Нильсена «Первая цель — качество, а прибыль сама придет».
В 2000 году Ойгиль умер, играя в футбол. Он оставил после себя огромное спортивное, производственное и интеллектуальное наследство. Начав в одиночку в 1945 году, он создал кампанию, которая ныне производит свыше полутора миллионов мячей каждый год и реализует их в 60 странах.
В настоящее время мячи Select можно увидеть на многих международных соревнованиях. Их выбирают многочисленные национальные сборные по футболу и гандболу. Мячи Select являются официальными мячами Чемпионата мира по гандболу, Олимпийских игр.
В России торговая марка Select появилась в 1994 году и сразу же получила признание как среди профессиональных игроков, так и спортсменов-любителей.
Selectв настоящее время сотрудничает с Союзом Гандболистов России. Мяч SelectUltimateIHF стал официальным на Чемпионате и Кубке России по гандболу. SelectSuperLeague является официальным мячом Ассоциации мини-футбола России (АМФР), Чемпионата России по мини-футболу и Любительской футбольной лиги Москвы.
Компания Select предлагает широкий выбор мячей для игры на разных поверхностях — на траве, искусственном газоне, асфальтовой площадке, на гравии или в зале. Для каждого из покрытий существует свой тип мяча. Каждой возрастной категории также соответствуют особые мячи. Так, в ассортименте Select представлены уникальные мячи юниорской серии. Они имеют меньший вес по сравнению со стандартными мячами, что облегчает тренировку и способствует выработке правильных игровых навыков у детей. Не менее популярны футзальные и гандбольные мячи Select.
Этапные моменты истории Select
1945 — Ойгиль Нильсен начинает работу над своим первым высококачественным футбольным мячом.
1946 — Датская Футбольная Ассоциация принимает мяч для игры в Дании.
1947 — Основание марки Select
1951 — Создание первого мяча без шнуровки и с ниппелем. Select становится официальным поставщиком мячей для Датской национальной ассоциации по футболу и для Олимпийских игр (с 1952 по 1956)
1952 — Мяч Select без шнуровки выбран официальным мячом Олимпийских игр в Хельсинки (1952) и в Мельбурне (1956)
1962 — Select представляет 32 панельный футбольный мяч, который быстро становится мировым стандартом.
1965 — Select представляет первый водонепроницаемый мяч из прорезиненной кожи
1974 — Select представляет первый футбольный мяч из синтетической кожи.
1996 — Select совместно с FIFA разрабатывает международные стандарты для футбольных мячей
2005 — Select и Международная федерация гандбола (IHF) заключили партнерский договор
2007 — Датская федерация гандбола на протяжении 50 лет использует мячи Select
2008 — Select — официальный мяч чемпионата мира по гандболу на Олимпиаде в Пекине
2009 — На протяжении 58 лет (мировой рекорд) остается в силе контракт между Футбольной Ассоциацией Дании и компанией Select, согласно которому Select является ее официальным техническим партнером.