Экономические отношения в области физической культуры и спорта весьма сложны и многообразны; в этих отношениях участвуют множество организаций, спортивных и оздоровительных клубов, предприятий, спортсменов, тренеров, государственных служащих, болельщиков и людей, желающих улучшить свое здоровье и внешний вид. У всех этих лиц имеются свои собственные экономические интересы и свои цели, которые могут кардинальным образом отличаться друг от друга.
Для того чтобы ввести все эти сложные, подчас тесно взаимосвязанные экономические и социальные отношения в рамки научного исследования, требуется особый подход, который подразумевает проведение первичного анализа, осуществление классификации и упорядочения групп участников, явлений и процессов на спортивных рынках.
Как же классифицировать такую сложную систему экономических взаимоотношений, которая существует в современном спорте? Какие принципы следует заложить в основу градации тех или иных категорий участников спортивных рынков? Оптимальным подходом в данном случае является классификация на основе потребностей и экономических интересов основных групп – участников спортивно-экономических отношений, который мы рассмотрели выше. Кроме того, подразделим всех участников на производителей и потребителей спортивных товаров, услуг и информации.
На первом этапе выделим и обозначим всю совокупность участников экономических отношений в области спорта – всё множество продавцов и покупателей спортивной продукции и услуг, поставщиков и потребителей спортивной информации, организаторов спортивно-зрелищных мероприятий и других операторов спортивных рынков назовем спортивной индустрией (от лат. слова industria – деятельность). Спортивная индустрия включает в себя:
- Болельщиков (зрителей), являющихся потребителями спортивных товаров, услуг и информации;
- Предприятия, производящие спортивные товары, услуги и информацию;
- Спортсменов, тренеров, физкультурников, спортклубы, лиги и федерации, которые являются как производителями, так и потребителями спортивной продукции и информации.
Тесно связано со спортивной индустрией и государство, которое с одной стороны, является заинтересованным участником спортивной индустрии, с другой – выступает координатором и регулятором спортивно-экономических отношений (см. рис.2.1).
Перечисленные нами выше участники 1-ой очереди (или ядра) спортивной индустрии, активируют 2-ю и последующие очереди, которые создают эффект спортивного мультипликатора.
Так, во вторую очередь спортивной индустрии следует включить таких акторов, как спортивная наука, ветеранские и профсоюзные спортивные организации, спортивные писатели, комментаторы, аналитики, спортивные и фитнес-блогеры. В третью очередь спортивной индустрии входят спортивный кинематограф, спортивная литература, спортивная живопись и т.д.
Рассмотрим более детально каждую из укрупненных групп – основных участников спортивной индустрии.
2.1.1. Болельщики
Зрителей, приходящих на стадионы, в спорткомплексы, в места проведения соревнований или же наблюдающих за состязаниями по телевидению, с интернет-гаджетов (или слушающих спортивные репортажи по радио), называют болельщиками.
Болельщики существуют столько же лет, сколько сам спорт. За своих кумиров болели тысячи зрителей в Древнем Египте, где проходили соревнования боевых колесниц (около 4 тыс. лет до новой эры), тысячи болельщиков собирали древнегреческие олимпиады (700 лет до н.э.) и спортивные состязания в Древнем Риме.
Во все времена болельщики могли часами сидеть под палящим солнцем или проливным дождем и внимательно следить за происходящими соревнованиями. При этом болельщики всегда весьма эмоционально реагировали на спортивные события, – рукоплескали, кричали, радуясь успехам своего спортсмена или команды, критиковали неудачников, вступали в конфликты с болельщиками другой команды.
Такое эмоциональное поведение зрителей спортивных соревнований вызывало удивление у людей непосвящённых, которые стали называть их «болельщиками» – в том смысле, что они «болеют», переживают за своих кумиров. В Бразилии болельщиков называют торседос (то есть веретено), так как им не сидится на месте, они все время вертятся. В Чили болельщиков именуют инчес (от испанского слова «злоба»), а в Италии – тиффози, от названия тяжелой болезни – тифа, которая сопровождается горячкой и бредом, то есть тем состоянием, которое можно наблюдать в среде болельщиков. Сейчас нередко для обозначения особо активных болельщиков используются термины «фанаты» и «ультрас».
Потребность сопереживать в среде большинства болельщиков настолько сильна, что они готовы платить значительные суммы за возможность наблюдать те или иные спортивно-зрелищные мероприятия. Желание и возможность болельщиков платить деньги за спортивные соревнования и шоу качественно преобразует спорт; деньги болельщиков служат основой для формирования профессионального спорта и создают стимулы для строительства спортивных сооружений. Кроме того, перемещаясь по разным странам и регионам за своей любимой командой, болельщики предъявляют спрос на железнодорожные, автомобильные и авиаперевозки, на гостиничные услуги, сувениры и т.п., поддерживая целую отрасль спортивной индустрии – событийный туризм.
Масса болельщиков, как правило, неоднородна, – одни болельщики фанатично любят свою команду, знают до мелочей биографии отдельных спортсменов и тренеров, ведут статистику выступлений команды, отлично знают историю её создания и развития. Другие болельщики более сдержаны, – они любят не только одну какую-либо команду или вид спорта, но сразу многие виды; эти болельщики не являются постоянными зрителями и чаще приходят на соревнования в тот период, когда команда показывает хорошие спортивные результаты. Третья категория болельщиков – это разовые или случайные болельщики, то есть те люди, которые попадают на стадионы или в спорткомплексы случайно, в компании друзей или родственников. Для этой категории болельщиков первое посещение спортивных соревнований может оказаться ключевым моментом: они или приобщаются к спорту и его атмосфере (при первом благоприятном впечатлении), либо отворачиваются от него (при негативном восприятии).
С экономической точки зрения болельщики представляют огромный интерес для производителей самых разнообразных товаров и услуг, так как многие из них наблюдают за соревнованиями по эфирному и кабельному телевидению, выступают в качестве радиослушателей, потребляют спортивные услуги и информацию через мобильные телефоны и Интернет, а также посредством печатных СМИ.
Удовлетворяя потребности болельщиков в части предоставления спортивной информации и зрелищ, компании-производители параллельно решают и собственные экономические задачи по получению прибыли от рекламодателей. Вставляя в спортивные трансляции рекламные ролики и сообщения, электронные и печатные СМИ получают от рекламодателей соответствующую оплату, которая является финансовой основой их эффективного функционирования.
Любовь к спорту подвигает состоятельных болельщиков выступать в роли меценатов и спонсоров, которые помогают отдельным спортсменам или командам денежными средствами или иными формами поддержки. В последние годы получила достаточно широкое распространение практика покупки болельщиками-предпринимателями или политиками крупных и крупнейших спортивных клубов, и команд. Так, владельцем итальянского футбольного клуба «Милан» является С. Берлускони, «Интера» – М. Моратти, лондонский «Челси» приобрёл Р. Абрамович, московский клуб «Спартак» принадлежит Л. Федуну.
Спортивные пристрастия не только отдельных лиц, но и целых корпораций также весьма значимы для спорта. В этом случае болельщики из таких компаний способствуют финансированию различных профессиональных команд и спортивных коллективов. Среди них можно назвать хоккейные клубы «Северсталь» (спонсор – одноименная металлургическая компания), липецкий «Металлург» (Новолипецкий металлургический комбинат), тольяттинскую «Ладу» (АвтоВАЗ) и многие другие.
Ведущую роль играют болельщики в сделках заключения пари на исход соревнований (в букмекерском бизнесе), в спортивных тотализаторах и лотереях. Знание соперников и спортивный азарт, чувства сопричастности, симпатии и сопереживания служат стимулом для участия болельщиков в собственном соревновании – противостоянии прогнозов на исход тех или иных спортивных событий.
Желание болельщиков предсказывать итоги спортивных соревнований и турниров, а также делать денежные ставки на свои прогнозы позволяет строить на этой потребности целую систему разветвленного бизнеса, в рамках которого обращаются многомиллиардные суммы. В свою очередь, ресурсы букмекерского и спортивно-лотерейного бизнеса открывают возможности дополнительного финансирования физической культуры и спорта из данного источника. Таким образом, спортивные болельщики косвенно участвуют (через перераспределительную систему налогов и отчислений) в финансовой поддержке спорта, его развитии.
Знать структуру и состав своих болельщиков крайне важно для отдельных спортсменов, спортивных команд и клубов, так как от этого знания и умения им воспользоваться зависит материальное благополучие спортсменов, тренеров и обслуживающего их персонала. При этом весьма значимы самые разнообразные сведения: пол, возраст, социальное и материальное положение, образование. Желательно также знать, каково соотношение регулярных, нерегулярных и разовых болельщиков. Если такие сведения имеются, то спортивным менеджерам можно прогнозировать, как изменится численность болельщиков команды (а, следовательно, и доходы) в случае её успеха или неудач. Очевидно, что информация о численности и платёжеспособности болельщиков крайне важна для администрации стадионов, спорткомплексов и спортсооружений, а также для торговых и транспортных предприятий, обслуживающих те или иные районы или маршруты. Таким образом, болельщики в экономике спорта являются важнейшим объектом исследования.
Под эгидой спорта как объединяющей идеей, формируются большие группы людей из разных стран и регионов, болеющих за одну команду, спортсмена или вид спорта. Спорт даёт болельщикам зрелище, развлечение, создаёт возможности для общения и самовыражения. Болельщики образуют широкую социальную группу со своей особой культурой, фольклором, привычками и обычаями. По одному только внешнему виду современных болельщиков можно определить, за кого они болеют, – об этом говорят цвета их одежды, шарфы, головные уборы, раскраска лиц.
Индивидуализируют принадлежность к определенной группе болельщиков и специально сочиненные девизы, лозунги, песни, кричалки. Объединенные единым порывом тысячи людей на трибунах образуют «волну», выражают свои эмоции криком, с помощью специальных труб, трещоток, ударных инструментов.
Приобщение к среде фанатоов-болельщиков иногда носит характер посвящения, со своим особым культом и ритуалами. По своему психологическому и социокультурному воздействию подобное приобщение сравнимо с религиозными чувствами и культами поклонения.
Аналогию с религиозными с религиозными обрядами можно проиллюстрировать появлением «церкви регби» во Франции, которую сами французы и туристы именуют Нотр Дам де Регби (название созвучно Собору Парижской богоматери – Нотр Дам де Пари). В этой «спортивной церкви» вместо икон с изображением святых представлены футболки регбистов, погибших во время соревнований. Сюда приходят помолиться за успехи своей команды болельщики; они совершают все положенные при религиозных службах ритуалы.
Проявление такого особого отношения к спорту и спортивным событиям формирует целые социокультурные контингенты, со своим особым поведением, ценностями и потребностями.
На потребности болельщиков живо откликаются производители спортивных товаров и услуг, спортивной символики и атрибутики. В соответствии с новейшими веяниями спортивной моды на рынок поставляются десятки тысяч клубных футболок и иной спортивной экипировки для болельщиков, издаются специальные книги и справочники, газеты и журналы. Запросы и вкусы болельщиков удовлетворяют спортивные радиостанции, телевизионные каналы, Интернет-ресурсы, фан-клубы.
Казалось бы, заработки клубов на футболках игроков – это совсем незначительные деньги. Однако в современной экономике футбола это не так. В качестве примера приведём такой пример. Колумбийский футболист Хамес Родригес хорошо известен российским любителям футбола. В мае 2013 года французский клуб «Монако» купил этого перспективного игрока за 45 млн. евро. Однако в июле 2014 года стало известно, что Родригес переходит в мадридский «Реал», который заплатил 80 млн. евро за восходящую латиноамериканскую звезду. Примечательно, что болельщики «Реала», узнавшие о приобретении клубом Хамеса Родригеса, купили за один день (!) 50 тысяч футболок с десяткой на спине. Если учесть, что цена одной футболки составляет 77 евро, а её себестоимость с торговой наценкой не более 12 евро, то становится ясной сумма прибыли от трансфера за один день – 3,25 млн. евро.
В последние годы помимо специальных магазинов спортивной атрибутики и сувениров стали формироваться новые экономические инструменты для болельщиков. Организаторами различных форм бизнеса было подмечено, что болельщики любят коллективные просмотры спортивных событий даже вне стадионов и спорткомплексов. В связи с этим во многих городах России и за рубежом стала формироваться сеть специализированных видео-кафе и Интернет-кафе для болельщиков, где имеются большие экраны для прямых трансляций соревнований. Здесь же продаются напитки, еда, можно пообщаться с себе подобными («клуб по интересам»), заключить пари на исход состязания, купить сувениры, получить дополнительные сведения из Интернет-источников.
Рассматривая болельщиков как предъявителей спроса в спортивной индустрии, мы логически выходим на механизмы рынка, которые соответствующим образом реагируют на возникающие потребности и отвечают на них соответствующим предложением. Именно их деятельность рассмотрим в следующем разделе.