Маркетинговая деятельность Международного олимпийского комитета

Экономика спорта

Экономика спорта

Эффективная деятельность международного Олимпийского Движения не может осуществляться без надлежащего финансирования. В финансовой поддержке нуждаются национальные Олимпийские комитеты, организаторы Олимпийских игр, спортсмены-олимпийцы. Кроме того, и сам МОК не в состоянии решать все стоящие перед ним задачи при дефиците денежных средств. При отсутствии надежной финансовой базы Олимпийское Движение утрачивает свою независимость, экономическую самостоятельность и авторитет, снижает влияние в мире спорта.

Осознавая важнейшую роль стабильного и полномасштабного финансирования, МОК разработал программу Олимпийского маркетинга, которая стала ведущей силой Олимпийского Движения и основой его финансовой безопасности. Проводить в жизнь программу Олимпийского маркетинга МОК поручил специально созданной комиссии, основные цели которой состоят в следующем:

  • Гарантировать будущее спорта, содействуя олимпийским атлетам от каждой нации и обеспечивать проведение Олимпийских Игр;
  • Продвигать и охранять символику Олимпийских Игр;
  • Хранить и распространять идеалы Олимпизма;
  • В плане долгосрочной маркетинговой стратегии поддерживать тесные контакты с другими комитетами МОК, обеспечивать их экономическую поддержку и тем самым финансовую стабильность Олимпийского Движения;
  • Гарантировать соответствующее поступление и распределение дохода в рамках Олимпийского Движения, включая МОК, НОКи, Международные спортивные федерации и другие организации;
  • Анализировать, как доходы от маркетинговой деятельности помогают атлетам от появившихся наций;
  • Гарантировать, что люди во всем мире могут просматривать Олимпийские Игры по каналам общедоступного телевидения.

Реализуя данные глобальные цели, маркетинговый комитет МОК действует по следующим направлениям:

  1. Рассматривает и учитывает возможные источники финансирования и получения прибыли для МОК и Олимпийского Движения. В рамках этого направления маркетинговым комитетом анализируются все поступившие предложения от потенциальных спонсоров Олимпийских Игр, обсуждаются общие суммы и условия продажи прав на теле, радио и интернет-трансляции, вопросы продажи сувениров и атрибутики с олимпийской символикой, чеканки памятных олимпийских медалей и монет и другие деловые предложения.
  2. Дает рекомендации Исполнительному комитету МОК относительно маркетинговых мероприятий и связанных с ним программ. Специалисты маркетингового комитета представляют Исполкому все необходимые обоснования, экономические расчеты и экспертные оценки, которые помогают членам МОК принять правильное решение.
  3. Осуществляет контроль за исполнением маркетинговых и иных экономических программ, реализуемых под эгидой МОК.
  4. Изыскивает способы и средства максимизации прибыли для Олимпийского Движения в ассоциации с партнерами маркетинга.

Денежные поступления для Международного Олимпийского Движения зачисляются на специальные счета для реализации программ маркетинга, которые включают в себя денежные суммы от продажи прав на теле и радиотрансляции (broadcasting), общего субсидирования компаниями-спонсорами (corporate sponsorship), продажи билетов (ticketing) и лицензирования (licensing). Доля доходов от данных видов деятельности показана на диаграмме рис.5.2.

Рис.5.2. Структура доходов от Олимпийского маркетинга.

Рис.5.2. Структура доходов от Олимпийского маркетинга.

Олимпийские трансляции. Как видно из данных представленной диаграммы, большая часть денежных поступлений составляют доходы от продажи прав на теле и радиотрансляции.

Следует отметить, что за последние годы значительно возросли технические возможности общедоступного и кабельного телевидения, расширились охватываемые теле и радиопрограммами территории, и, соответственно, существенно увеличилось число телезрителей и радиослушателей. Достаточно сказать, что уже зимняя Олимпиада-2002 в Солт-Лейк-Сити собрала у телевизоров и радиоприемников 2,1 млрд. человек в 160 странах мира, которые затратили в целом 13,1 млрд. часов зрительского времени. Предполагается, что летнюю Олимпиаду 2012 г. в Лондоне будет смотреть и слушать не менее 3 млрд. человек во всем мире.

Очевидно, что подобная концентрация зрительского внимания очень привлекательна для рекламодателей, поэтому продаваемое в период проведения Олимпийских Игр эфирное время стоит чрезвычайно дорого – до нескольких миллионов долларов за одну минуту. Международный Олимпийский комитет и его маркетинговая структура используют этот интерес компаний-рекламодателей, заключая с ними соответствующие коммерческие соглашения. Объем контрактов МОК по правам телевизионной и радиотрансляции за период с 1984 по 2008 г. составляет сумму, превышающую 10 млрд. долл. (см. диаграммы на рис.5.3).

Рис.5.3. Суммы контрактов по продаже прав телевизионных и радиотрансляций по летним и зимним Олимпийским Играм.

Рис.5.3. Суммы контрактов по продаже прав телевизионных и радиотрансляций по летним и зимним Олимпийским Играм.

Олимпийское спонсорство. Как уже отмечалось выше, Олимпийские Игры – важнейшее спортивное и культурное событие в мире, которое привлекает к себе внимание миллиардов людей в более чем 200 странах. Поэтому оказаться в фокусе такого внимания, создать себе положительный имидж, международную известность и авторитет – естественное желание любой промышленной корпорации.

Обычно МОК не испытывает недостатка в предложении своих услуг от коммерческих предприятий самого разного уровня – начиная с транснациональных корпораций до небольших фирм локального значения.

Учитывая различную общественную и международную значимость каждой компании, ее финансовые возможности, МОК подразделяет спонсоров по нескольким градациям. На высшем уровне находятся Олимпийские партнеры. Компании-партнеры поддерживают Олимпийское Движение не только в период проведения Игр, но и оказывают поддержку МОК, НОКам (NOCs) и Организационным Комитетам по проведению Олимпийских Игр (OCOGs) на протяжении всего четырехлетнего цикла. Программа Олимпийского партнерства на высшем уровне была создана в 1985 г. Согласно этой программе, управляемой МОК, корпорации-партнеры являются официальными носителями этого почетного звания, а их поддержка выражается в следующем.

Компания DaimlerChrysler (автомобилестроение) обеспечивает транспортное сообщение для всех мероприятий МОК в Швейцарии и различных встречах во всем мире. В дополнение к прямым потребностям Олимпийского Движения DaimlerChrysler обеспечивает МОК 50 микроавтобусами марки «Mercedes» для оказания помощи НОКам из развивающихся стран. DaimlerChrysler является партнером МОК с 1991 г.

Компания Pfizer является фармацевтическим спонсором МОК и его Медицинской Комиссии с 1994 г. Pfizer и МОК связывает единство взглядов по улучшению здоровья людей во всем мире, возрастанию понимания выгод от здорового образа жизни. В качестве спонсора Pfizer обеспечивает МОК призами по номинациям «Олимпийская Академия», «Мировой Конгресс по спортивным наукам», «Олимпийские исследования».

Компания Mizuno (производство спортивной одежды и инвентаря) обеспечивает специальной одеждой и амуницией МОК и его административный персонал в период проведения Олимпийских Игр, а также при других мероприятиях. Компания Mizuno выступала Золотым Спонсором на Олимпиаде в Нагано и является спонсором Олимпийского Музея в Лозанне.

Компания Schenker (фрахт и таможенные расчеты). После успешного сотрудничества в течение ряда леи со многими НОКами, МОК выбрал Schenker в качестве своего Официального Поставщика для ускорения фрахта и оказания таможенных услуг. Schenker работала с МОК и Организационными Комитетами по проведению Олимпийских Игр в 2004 г. в Афинах, в 2006 г. в Турине и в 2008 г. в Пекине.

Олимпийское лицензирование. Хорошо известно, что в преддверии Олимпиад, а также во время проведения Олимпийских Игр, практически любая продукция, несущая на себе олимпийскую символику, пользуется повышенным спросом. Однако производители сувениров, значков, одежды и прочих изделий не могут без специального разрешения (лицензии) МОК, НОКов или Оргкомитетов по проведению Олимпийских Игр снабжать свою продукцию олимпийскими символами. За любое производство олимпийских талисманов, размещение на своих товарах специальной атрибутики, предприятия-производители должны заплатить лицензионный сбор.

Существует три ряда лицензирования в пределах Олимпийского Движения:

  • Для Оргкомитетов по проведению Олимпиад – лицензирование компаний, изготавливающих сувениры, касающихся Игр. Эти компании оплачивают лицензионный платеж в размере от 10 до 15% прибыли от реализации продукции (обычно это товары типа булавок, футболок, бейсболок, значков);
  • Для НОКов – лицензируются компании, использующие изображения национальных Олимпийских делегаций, спортсменов и тренеров, входящих в состав Олимпийских команд. Кроме того, лицензированию подлежат все товары, содержащие Олимпийские символы и талисманы, предназначенные для продажи в собственной стране;
  • Для МОК – использует ограниченную международную программу лицензирования в некоторых категориях – для кинофильмов, видеофильмов (на любых носителях), компьютерных игр (с использованием Олимпийских символов и антуража Игр) и некоторых других средств информации.

Олимпийский ticketing (продажа билетов). Доходы от продажи билетов на спортивные соревнования и церемониальные события Олимпийских Игр для зрителей из всех стан мира составляют более 10 % денежных поступлений Оргкомитетов по проведению Олимпиад. Из дохода от продажи билетов 1/20 часть (5%) поступает в распоряжение МОК.

Другие программы Олимпийского маркетинга

а) Олимпийская филателистическая программа.

Филателистическая программа МОК имеет длительную историю. Еще в 1895 г. Организационный Комитет по проведению Олимпийских Игр столкнулся с проблемой финансирования строительных работ по возведению спортивных сооружений. Два греческих филателиста выступили с инициативой, чтобы правительство Греции выпустило ряд юбилейных марок, доход от продажи которых (в размере 400 тыс. драхм) был направлен на завершение строительства.

Первая линия из 12 марок была выпущена в  день открытия Олимпийских Игр современности – 25 марта 1896 г. Эти марки стали символом возрождения Олимпиад и были разосланы из Афин во все страны мира на письмах и пакетах. МОК в настоящее время сохраняет за собой право на 5% филателистического дохода от реализации Олимпийских марок.

б) Олимпийская нумизматическая программа.

Олимпийские монеты

Олимпийские монеты

Под эгидой МОК в обращение выпускаются Олимпийские монеты и памятные медали, которые охотно раскупаются коллекционерами и инвесторами во всем мире, так как они устойчивы к инфляции и имеют высокую коллекционную ценность. Нумизматическую программу МОК использует уже в течение многих десятилетий.

Немногие знают, что доход от Олимпийских монет однажды превзошел величину платежей от продажи прав теле и радиотрансляций в 1984 г. Чистый доход НОК США и Оргкомитета по проведению Олимпийских Игр в Лос-Анджелесе составил 73,5 млн. долл.

Чеканку Олимпийских монет по договору с МОК осуществляют монетные дворы Канады, Австралии, Франции, Австрии, Греции и других государств. Согласно Программы «Монеты Столетия», посвященной 100-летию Олимпийских Игр, в 1996 г. Олимпийские монеты чеканили 40 различных стран. В результате выполнения Программы было выпущено в обращение 90 тыс. золотых и 500 тыс. серебряных монет, на которых представлены основные этапы развития Олимпийского Движения, виды спорта, места проведения Олимпиад.

Расходы Международного Олимпийского Движения.

Распределение доходов от Олимпийского Маркетинга в 2002-2004 гг. в целом осуществлялось следующим образом: 92% поступивших денежных средств направлялось на нужды Оргкомитетов по проведению Олимпийских Игр (OCOGs), Национальных Олимпийских Комитетов (NOCs) и Международных Спортивных Федераций (ISF),  а оставшиеся 8% направлялись на нужды МОК (см. диаграмму на рис.5.4). В настоящее время (к 2017 г.) указанное выше соотношение несколько изменилось — теперь оно не 92 на 8, а 90 на 10. Иными словами МОК стал оставлять себе не 8, а 10%.

Рис.5.4. Структура расходов полученных средств по Программе Олимпийского Маркетинга.

Рис.5.4. Структура расходов полученных средств по Программе Олимпийского Маркетинга.

Насколько это большие суммы, позволяют судить следующие данные. Так, по словам члена МОК Сера Мьянга Нга, выручка МОК за 2016 год составила 3,5 млрд. долл. Общий объем активов МОК составил 3,2 млрд. долл., обязательства организации составляют 1,2 млрд. долл.

Из документов, представленных на сайте МОК, следует, что 74% выручки получено от продажи прав на трансляцию, 18% — от спонсоров. Расходы Олимпийского комитета составили 2,8 млрд. долл. Таким образом, МОК закончил 2016 год с прибылью в $700 млн.

В ходе цикла 2013–2016 годов выручка организации составила $5,6 млрд, увеличившись с цикла 2009–2012 годов на 6,2%.

OCOGs. Существенную часть бюджетов Оргкомитетов по проведению Олимпийских Игр в последние годы покрывает МОК, перечисляя OCOGs значительные денежные суммы. Так, OCOG Солт-Лейк-Сити получил 1 млрд. 390 млн. долл. из фондов Олимпийских программ маркетинга, включая 443 млн. от дохода телерадиотрансляций.

OCOG Афин получит 960 млн. долл., то есть около 60% его операционного бюджета от продажи МОК прав телерадиотрансляций и от Олимпийского спонсорства.

NOCs. Фонды помощи программ маркетинга оплачивают Национальным Олимпийским Комитетам затраты, включающие обучение и тренировки атлетов, а также стоимость посылки Олимпийских команд на Игры. НОКи стран-участников Олимпийских Игр в Солт-Лейк-Сити и в Афинах получили в совокупности 305 млн. долл. от МОК.

ISFs. МОК в настоящее время – самый большой источник дохода для большинства Международных Спортивных Федераций. Финансовую помощь ISFs МОК оказывает с целью развития спорта и соревно-вательной деятельности во всем мире. Семь Международных Спортивных Федераций по зимним видам спорта получили от МОК в 2002 г. 92, 4 млн. долл.

Помимо этого, МОК оказывает финансовую поддержку Международному Паралимпийскому Комитету, Всемирному антидопинговому агентству (WADA) и некоторым другим спортивным организациям.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.