Вчера, накануне женского праздника 8 Марта, произошло знаковое событие, которое на первый взгляд кажется малозначительным. По сообщению новостной службы RNS, вице-премьер правительства РФ и одновременно глава РФС Виталий Мутко объявил о создании комитета по маркетингу в главной футбольной организации России. Имя руководителя маркетингового подразделения Мутко пока не огласил, как и численного состава данного комитета. Но твёрдо заявил журналистам по итогам заседания исполкома: «Будет комитет по маркетингу, который станет оцениваться по количеству привлечённых ресурсов в РФС». Мутко также указал, что сейчас формируются критерии оценки эффективности нового комитета, который «должен оценить стоимость российского футбола».
Чем же знаменателен факт создания службы маркетинга в РФС и не преувеличиваем ли мы его значения? На мой взгляд, это не просто эпизод в истории РФС, но и поворотное событие в развитии экономики футбола в России..
Поясню данную мысль следующим образом.
Последние два с половиной десятилетия, прошедшие после распада СССР и формирования собственной модели футбола в РФ, клубы профессиональных и полупрофессиональных дивизионов получали финансирование по особым, по большей части нерыночным схемам.
Деньги на зарплаты игрокам, на содержание клубов и их инфраструктуры выделялись либо напрямую из бюджетов субъектов Федерации, либо по линии госкорпораций. Модель, которая функционировала все эти годы, и пока продолжает своё существование, основывалась на лоббизме, деловых связях и влиянии авторитетных лиц – министров, губернаторов, топ-менеджеров госкомпаний, а также крупных бизнесменов, возглавлявших те или иные спортивные федерации.
Для получения денежных средств спортклубы обращались к указанным авторитетным лицам, которые используя имеющиеся в их распоряжении рычаги влияния и властные ресурсы, обеспечивали требуемое финансирование. Руководствовались они при этом различными соображениями – кто-то желал улучшить свой политический имидж перед выборами, кто-то просто любил элитный спорт и тешил своё тщеславие, а кто-то решал различные финансовые проблемы.
Но ситуация в экономике России с 2014 года стала динамично ухудшаться. Падение цен на нефть, международные санкции, двойная девальвация рубля, падение производства прямым и непосредственным образом отразилось на денежных вливаниях в профессиональный футбол. Трансфертный рынок сжался, повсеместно стал реализовываться режим экономии.
Щедрых денежных вливаний теперь не наблюдается ни со стороны областных и республиканских бюджетов, ни со стороны госкомпаний-монополистов. Ныне даже В. Мутко с его административным ресурсом очень сложно достать деньги – даже на погашение долга РФС, не говоря уже о перспективном развитии. А тут ещё указание В. Путина, последовавшего в декабре 2015 года о переводе российского футбола на новую систему управления. Тогда Путин подчёркивал, что футбол в России любят – им в стране занимается 2,5 миллиона человек. Футбол активно поддерживают госкорпорации, частные лица, спонсоры и местные бюджеты. Однако несмотря на массированные финансовые вливания в игроков, тренеров, стадионы и спортивную инфраструктуру отечественный футбол не показывает высокой эффективности. «Значит, проблема коренится в самой системе управления футбольной сферой, в организации отбора и подготовки перспективных ребят, в методах и формах работы с наставниками и игроками» — подчеркнул глава государства. Кроме того, Путин заявил, что необходимо подготовить стратегию развития российского футбола до 2030 года, поручив Мутко заняться разработкой «понятной и адекватной системы финансовой деятельности профессиональных футбольных клубов».
Действуя в совокупности, указанные факторы переориентируют наш футбол ны рыночные рельсы. Теперь клубам предлагается зарабатывать самим – за счёт рекламы, реализации прав трансляций, продажи атрибутики, билетов и абонементов, путём поиска спонсоров и благотворителей, осуществления выгодной трансфертной политики.
Всем этим должен заниматься комитет маркетинга, который планируется создать в недрах РФС.
Насколько быстро и оперативно удастся создать работоспособный коллектив специалистов-маркетологов – вопрос, конечно, важный. Но ещё более важным является момент перехода на принципиально иную модель привлечения средств в отечественный футбол, который может и должен жить на принципах самоокупаемости.
В Российском футбольном союзе появится комитет по маркетингу