Талисманы в спортивном бизнесе

С глубокой древности люди верили, что некоторые предметы приносят счастье и удачу, здоровье и процветание, оберегают своих владельцев от нечистой силы и неприятностей. Защитные свойства таких предметов распространялись на отдельных людей, на ремесленные предприятия, торговые союзы, на целые племена и народности. Подобные магические объекты, притягивающие добро и отталкивающие зло, получили название амулетов или талисманов (от греч. telesma – посвящение, чары).

Талисманам приписывали волшебное свойство ограждать или предохранять людей и животных, дом и коммерческие начинания от злых духов и завистливых людей. Талисманами могли быть охранные и приносящие благополучие знаки или предметы (янтарь, драгоценные камни, зубы). Талисманы носили в качестве украшений на шее, на пальцах или на руке, пришивали к одежде (например, металлические пластинки). Глиняные талисманы выполняли в виде масок, вешали в домах и мастерских.

Традиция выбирать талисманы для индивидуального или коллек-тивного пользования сохранилась до настоящего времени. Конечно, она во многом видоизменилась, адаптировалась под требования культурного и экономического характера. В хозяйственных вопросах и в предприни-мательской деятельности большое распространение получили талисманы особого рода, со специфическими целями и функциями. Во многом сохраняя свои прошлые свойства, современные талисманы выполняют в бизнесе более утилитарные задачи – привлекать внимание, вызывать интерес и симпатию, формировать благожелательное отношение.

Каким образом вызвать симпатию к своей фирме, продаваемым товарам и услугам, проводимым рекламным кампаниям? Для расположения к себе потребителей и широких кругов общественности существует целый ряд инструментов, среди которых немаловажное место занимают талисманы.

Главный секрет воздействия талисманов на потенциальных потребителей заключается в особенностях человеческого мышления и памяти: человек мыслит словами и образами, а мышление неразрывно связано с памятью. При этом зрительная память сильнее, чем моторная. Но дело не только в том, что образ лучше запоминается. Каждый образ приобретает эмоциональную окраску, сопровождается положительными или отрицательными ассоциациями.

Задача бизнес-талисманов – сформировать только положительный образ в сознании потребителей, для чего следует вызвать позитивные ассоциации в памяти последних. Наиболее распространенный прием, зарекомендовавший себя с хорошей стороны – использование позитивно окрашенных эмоциями детских воспоминаний, которые отличаются яркостью и устойчивостью.

Как правило, воспоминания такого рода связаны с игрушками, к которым дети всех стран и народов испытывают особо нежные чувства. Таким образом, в сознании почти всех людей присутствуют «свернутые» образы животных, птиц, рыб, гномов, волшебников, суперменов и проч. Воссоздать этот «обобщенный» образ, связать его незримыми ассоциативными нитями с памятью потребителей (в том числе на бессознательном уровне) – в этом и заключается основная задача разработчиков бизнес-талисманов. Когда такая связь создана и талисман вызывает у потребителей позитивные эмоции, эту связь закрепляют с образом фирмы или какого-либо события средствами рекламы.

В практике ведения современного спортивного бизнеса можно выделить два основных вида талисманов:

  1. талисман команды;
  2. талисман спортивного события.

Рассмотрим в общих чертах талисман команды. Хорошо известно, что многие спортсмены и болельщики суеверны: они верят, что для побед необходимо соблюдение определенных ритуалов, использование талисманов и оберегов, «счастливых» предметов экипировки (бутсов, футболок, шлемов, перчаток и проч.). Вратари крестят ворота и кладут в них какой-либо предмет, играющий роль амулета и призванный сохранить ворота в неприкосновенности. Болельщики являются на стадионы в ритуальной раскраске, с трещотками и барабанами, выполняют «магические» движения (держат скрещенными пальцы, стучат о дерево и т.д.), внимательно следят за приметами.

Вера в то, что талисманы и приметы реально воздействуют на ход событий, зачастую положительно сказывается на психологических установках спортсменов, формирует в них уверенность в своих силах. С большой симпатией относятся к талисманам и болельщики, которые видят в них символ успеха своей команды.

Интерес к талисманам со стороны спортсменов и болельщиков стал воплощаться в талисманах команды, в качестве которых избираются какие-либо животные, фантастические существа или литературные персонажи. Так, талисманом олимпийской сборной России в Афинах стал Чебурашка (см. рис.7.17), персонаж Э.Успенского из известного мультфильма.

 

Рис. 7.17. Талисман сборной команды России на Олимпиаде в Афинах 2004 г.

В настоящее время большинство российских и зарубежных спортивных команд имеют собственные талисманы, которые, помимо упомянутых нами мистических функций, выполняют и более прагматические задачи коммерческого назначения. Назовем основные их них:

  • притягивать болельщиков, создавать вокруг спортивной команды или события обстановку доброжелательности и праздника;
  • выделять команду из числа других спортивных коллективов, делать ее особенной и неповторимой;
  • за счет талисманов создавать команде определенный имидж и привлекать к команде новых болельщиков;
  • изготавливать талисманы в виде сувениров, изображений, клубной символики в торговых целях;
  • служить дополнительным элементом торговой марки клуба (а в случае формирования сборной команды – выполнять функцию «заменителя» брэнда).

Незаменимую роль играют талисманы команд в домашних встречах с соперниками. «Оживленные» профессиональными актерами, талисманы прогуливаются по трибунам и спортивным площадкам, подбадривают спортсменов и болельщиков, поздравляют победителей. А при телевизионных трансляциях матчей талисманы непременно попадают в объективы телекамер и приветствуют всех зрителей.

Особенно важна роль талисманов при воздействии на детей. Здесь имеется в виду два обстоятельства: во-первых, талисманы привлекают внимание детей, развлекают их, не дают им скучать, и, во-вторых, положительный образ талисмана прочно скрепляется с названием (логотипом) команды. В свою очередь, положительный образ талисмана и команды решающим образом сказывается на выборе болельщиками любимого клуба и вида спорта, которые станут их хобби и увлечением на всю жизнь.

Талисман команды в случае продажи спортклуба может быть оценен в значительные суммы – подчас бóльшие, чем стоимость физических активов спортивной организации. Так как талисман выполняет полезные для предпринимательской деятельности функции – притягивает потребителей, формирует добрые традиции и клиентуру – он входит в так называемый гудвилл или клиентелу фирмы, о значении которых мы поговорим ниже.

Помимо корпоративных талисманов в последние десятилетия повсеместно используются талисманы событий. Особенно это явление свойственно спортивному бизнесу, хотя далеко не исчерпывается только этой сферой  деятельности.

Хорошо известно, что такие спортивные события как Олимпийские игры или чемпионаты мира по футболу – это хорошо организованные коммерческие предприятия. Внимание сотен миллионов болельщиков и туристов организаторы Игр и чемпионатов преобразуют в миллиардные доходы, которые образуются в основном за счет рекламы и спонсорства. Вносят свою лепту в общую копилку и прибыли от продажи талисманов событий в любых формах – в виде изображений на рекламируемых товарах, в виде отдельных сувениров, значков, марок, монет, памятных медалей и проч.

Кроме функции аттрактора («магнита для потребителей») талисман выполняет также роль рекламы страны или города-организатора спортивного события, создает месту проведения мировую известность (см. рис.7.18 – 7.19).

Рис.7.18. Талисманы Олимпийских игр

Рис.7.18. Талисманы Олимпийских игр

До проведения Олимпиад в Солт-Лейк-Сити или Саппоро мало кто в мире знал, что есть такие города. Однако после проведения там Игр любители спорта во всем мире могут с уверенностью сказать, где эти города расположены, какими достопримечательностями располагают. Излишне говорить, что для международного туризма фактор известности имеет первостепенное значение.

Рис.7.19. Талисман чемпионата мира по плаванию.

Талисманы событий призваны, помимо прочего, «впечатывать» в память людей то или иное спортивное, экономическое или культурное событие. С помощью талисманов достигается эффект индивидуализации. В ряду однородных событий – например, Олимпийских игр, можно с легкостью сбиться со счета, перепутать даты и места проведения Олимпиад. Талисманы помогают памяти правильно идентифицировать события – они выступают сильным якорем в сознании людей.

Изложенные нами обстоятельства делают событийные талисманы обязательным атрибутом того или иного мероприятия в сфере экономики, спорта или бизнеса, тем более, что затраты на создание талисманов невелики.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.