Никто не будет спорить, что в экономической и жизненной практике огромное значение имеет опыт. Возьмём для иллюстрации спортивный аспект. Опытных атлетов отличает от новичков умение сконцентрироваться, справиться с таким негативным явлением как «предстартовый мандраж», правильно распределить силы по всей дистанции, матчу или схватке с соперником. Только в результате опыта атлет лучше узнаёт себя, своё тело и волю, устанавливает возможности своего организма, его податливость тренировке, скорость восстановления и прочие параметры. То же самое мы можем сказать и о спортивной команде, клубе, организации – накопленный опыт соревновательной и экономической практики является весомым багажом знаний, умений, управленческих и организационных усовершенствований.
Отметим, что опыт – это прежде всего экспериментирование – экспериментирование с методиками тренировки, спортивной амуницией, персональным составом, моделями маркетинга и спонсорства, взаимодействия с болельщиками и спортивными СМИ, спортивными федерациями и общественными организациями.
Таким образом, мы можем приобретать опыт только путём экспериментирования, хотим мы того или не хотим. Отсюда мы вправе сделать вывод, что экспериментирование – объективно существующая реальность, существующая помимо нашей воли и желания.
Экономическое экспериментирование является частью общей системы приобретения жизненного опыта и накопления знаний о хозяйственной практике. Если дать короткое определение понятию экономического экспериментирования, то оно будет звучать так: экономическое экспериментирование – это опытная хозяйственная практика, связанная с апробацией любых видов активов (как материальных, так и нематериальных), накоплением эмпирических знаний и пополнением человеческого капитала.
В данное нами определение вошла категория человеческого капитала, количественная и качественная оценка которого не так проста. Тем не менее, методики подсчёта человеческого капитала существуют. Для определения его значений вводится 8 шкал, отражающих наличие ресурсов разных типов, в том числе: 1) экономического; 2) квалификационного; 3) социального; 4) властного; 5) культурного; 6) личностного; 7) символического (престиж); 8) биологического.
Опыт, показатели здоровья, личностные и спортивные достижения, умения и навыки, уровень образования – все эти ресурсы входят составной частью в исчисляемый интегральный индекс, который служит количественным критерием оценки человеческого капитала. Экономическое экспериментирование и человеческий капитал оказываются, как следует из нашего определения, тесно связанными величинами.
Само экономическое экспериментирование можно подразделить на два основных класса:
- Неосознанное (или спонтанное) экспериментирование;
- Осознанное (спланированное, осмысленное) экспериментирование.
В первом случае атлет, менеджер, тренер, коллективный или индивидуальный предприниматель могут идти по пути экономического экспериментирования неосознанно, образно выражаясь «нащупывая камни ногами, переходя реку вброд». Надо сказать, что это очень распространённый способ накопления знаний и опыта. Набивая себе шишки, используя метод проб и ошибок, спортклубы, федерации, министерства и прочие участники спортивной индустрии, движутся в быстро меняющемся хозяйственном мире, полагаясь на интуицию, талант и способности людей, работающих в данных спортивных организациях.
Второй названный нами класс – осознанного, целенаправленного экономического экспериментирования – представляет собой более продвинутое направление, так как использует достижения экономических наук, маркетинга, менеджмента, инноватики, современных систем прогнозирования.
Следует отметить и ещё один вид облегчённого экономического экспериментирования – копирования, которое распространяется на потребительское поведение, производство, распределение, организационно-управленческие и правовые нормы.
Мы не зря назвали такой вид экономического экспериментирования облегчённым, поскольку заимствование у кого-либо любой хозяйственной практики, технологий, стратегий, законодательных актов, моделей предприятий, способов оплаты труда и многого другого отчасти сокращает путь к совершенствованию бизнеса, общественных и спортивных институтов, политико-экономической системы. Копирование, как правило, предполагает дальнейшую адаптацию «под себя» заимствованных усовершенствований и институций.