Спортивная мода как экономическое и социальное явление

Традиционно понятие мода трактуется как непродолжительное господство определенных внешних форм и вкусов в какой-либо сфере жизни или культуры. Мода отражает стремление людей к новизне, изысканности, совершенству, функциональности и комфорту. Помимо этого, следование модным тенденциям дает возможность человеку подчеркнуть свою индивидуальность, социальный или профессиональный статус. Одежда, обувь, прическа, макияж помогают людям выглядеть привлекательными, рельефно выделять свои достоинства и нивелировать недостатки. Наконец, мода позволяет индивидам реализовать свой собственный стиль в поведении, во взаимоотношениях с другими людьми, в одежде и аксессуарах.

В последние десятилетия во всем мире возрос интерес к спортивному стилю жизни и к спортивным направлениям в одежде, обуви и аксессуарах. Стало привычным видеть на улицах городов и сел людей в футболках, кроссовках и бейсболках. Обычными стали городские и загородные пейзажи с велосипедистами, людьми, делающими пробежки, катающихся на роликовых коньках, играющих в спортивные игры.

Массовое вовлечение в спорт затронуло не только детей и юношество, тяга которых к двигательной активности была известна всегда. Весьма показательно, что к спорту приобщились и пенсионеры, люди среднего и преклонного возрастов.

Каждая из возрастных, профессиональных и социальных групп людей формирует собственные предпочтения в физкультурно-спортивном направлении, формирует особый спрос на спортивную одежду, обувь и экипировку со специфическими свойствами, дизайном, качественными и техническими характеристиками. Иными словами, разнообразными контингентами занимающихся физической культурой и спортом формируется спрос на моду в различных ее проявлениях – на новые стилистические направления и формы, на оригинальный дизайн спортивной одежды и обуви, на передовые методики и технологии строительства и корректировки тела, на новые способы и методы оздоровления организма.

Предметом особого внимания спортивной моды стала внешность человека, его тело. Работая над своей внешностью и телом, современный человек преследует не только эстетические цели, стремясь к некоему идеальному образу с известными антропометрическими характеристиками и пропорциями, но и имеет в виду прагматические цели – в части обеспечения личной конкурентоспособности. Появился даже новый термин, обозначающий процесс работы над своим телом и внешностью – груминг (от англ. grooming – быть подтянутым, выхоленным, хорошо одетым).

Прагматический момент в спортивной моде и занятиями физической активностью приобретает на современном этапе все большее значение. И это имеет свое рациональное объяснение. В ХХ веке постепенно ушли в прошлое такие конкурентные преимущества человека, как сословные привилегии, дворянские титулы и права от рождения. В условиях демократизации общества делать карьеру и быть конкурентоспособным на работе, в семье и в быту нужно было на иных принципах, базу которых образуют физкультура и спорт, здоровье, красота, творческая активность.

Как показывают исследования, проводимые в этой области, красивые и физически здоровые люди быстрее продвигаются по службе и имеют более высокие доходы по сравнению с людьми, не уделяющими своему тему и внешности достаточного внимания. В качестве примера приведем результаты одного из таких исследований.1

Лишний вес снижает зарплату на 17%

Аналитик Кристи Энджиманн и экономист Майкл Оуянг из Федерального резервного банка в Сент-Луисе исследовали возможную связь между привлекательной внешностью человека и уровнем его доходов. Их вывод: красивые люди, как правило, имеют более высокий статус и лучше материально обеспечены. В своей работе авторы основывались на анализе предыдущих опросов и исследований.

Оказалось, что высоким и стройным людям с симпатичным лицом обычно платят больше, чем гражданам со «средней» внешностью. Красивые люди уверены в себе и быстро развивают необходимые социальные навыки, которые просто повышают их конкурентоспособность, заработную плату и ускоряют продвижение по карьерной лестнице. К примеру, выяснилось, что «штраф за простоту во внешности» составляет 9% от заработка, тогда как «премия за красоту» может быть 5-процентной прибавкой к жалованью. Женщины с лишним весом зарабатывают на 17% меньше, чем их стройные коллеги. Рост также имеет значение. Одно из исследований показало, что более высокие подростки получали за каждый дополнительный дюйм в среднем на 2,6% больше.

В свою очередь, поддержание на должном уровне параметров своего тела и внешности требует от индивида правильного питания, здорового образа жизни, посещения тренажерных залов, фитнес-клубов, салонов красоты. Несовместимыми с задачами по обеспечению привлекательной внешности оказываются и вредные привычки – переедание, курение, злоупотребление алкоголем. Все они, а также дефицит движения, ведут к отрицательным последствиям и изменениям в фигуре, пропорциях тела, гибкости и грации.

Очень важным моментом в выборе спортивного стиля в жизни, одежде и внешности является психологический фактор. Дело в том, что одежда и внешний вид человека накладывают свой неизгладимый отпечаток на его поведение, манеру держаться и общаться с окружающими, поддерживать уверенность в себе и своих силах. Преодоление с помощью тренировки, одежды и макияжа своих физических недостатков (неправильной походки и осанки, излишнего веса, неуклюжести и проч.) создает у человека позитивный настрой на преодоление прочих жизненных трудностей.

Нельзя также не отметить и тот факт, что тщательно и со вкусом подобранная одежда придает человеку уверенность в своих силах, формирует в нем целеустремленность и самоуважение. Обратившийся к спортивному стилю индивид подсознательно или осознанно старается соответствовать ему во всех элементах и нюансах – в поведении, в общении, в образе жизни. Через определенный промежуток времени выработанные стереотипы входят в привычку, становятся частью личности человека.

Забота о своем теле и внешности вводит человека в круг себе подобных, способствует общению, дружбе, завязыванию новых знакомств. В этом смысле современные аква- и фитнес-центры, студии шейпинга и аэробики становятся клубами делового и дружеского общения, местом, где собираются близкие по духу и образу мыслей люди.

С каждым годом контингенты людей, занимающихся двигательной активностью и спортом растут. Этому способствуют процессы глобализации и информатизации, распространения Интернета. Свою весомую лепту в популяризацию спорта вносят телевидение, кино, средства массовой информации. Прямая и косвенная пропаганда красивого тела и внешности, силы, мужественности, привлекательности вовлекают в ряды приверженцев спортивной моды и спортивного стиля все новых сторонников. Растет количество людей, ассоциирующих в своем сознании спортивный стиль и жизненный успех.

Но не только люди, занимающиеся физической активностью и спортом, предъявляют спрос на спортивную одежду, обувь и аксессуары. В начале XXI века спортивная мода буквально захлестнула весь мир. Широкие слои населения в большинстве стран сделали сознательный выбор спортивной одежды и обуви из-за их практичности, удобства, красоты и современного дизайна. Модная спортивная одежда и обувь стремительно выигрывают конкурентную борьбу у других традиционно модных линий – классических сорочек и костюмов, джинсовой и домашней одежды, зимней и летней обуви.

Складывающиеся на международных и национальных рынках спортивных товаров и спортивной моды тенденции порождают огромный спрос на соответствующие продукты и услуги. Изменения в стиле и образе жизни граждан развитых и развивающихся стран, забота о своем здоровье, внешнем виде, карьерном продвижении, эстетических ценностях делают индустрию физической активности и спортивной моды наиболее перспективным направлением современного бизнеса.

1 Прив. по: http://www.jnews.co.il/kaleidoscope/14056.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.