Управление спортивным бизнесом: роль и функции менеджеров (Часть 1)

Управление спортивным бизнесом

Управление спортивным бизнесом

Тему управления спортивным бизнесом целесообразно начать с обозначения места и роли менеджеров в различных коммерческих и некоммерческих организациях. Выделим три основных типа менеджмента, характерных для решения наиболее распространенных задач в сфере двигательной активности и спорта.

1.    Менеджмент, ориентированный на получение прибыли спортивной организации, спортклуба или федерации. Управленческую деятельность по максимизации прибыли осуществляют в подобных организациях менеджеры, выступающие в двух лицах. Во-первых, это могут быть собственники и организаторы бизнеса, совмещающие функции владельцев с перспективным и текущим управлением предприятием. И, во-вторых, это могут быть наемные менеджеры, исполняющие задачи по управлению бизнесом в рамках установленных полномочий за определенное вознаграждение.

2.    Менеджмент, ориентированный на эффективное управление активами некоммерческой организации или благотворительного фонда. Немалое количество физкультурно-спортивных организаций имеет некоммерческий статус, то есть их основной задачей не является получение прибыли. Это могут быть национальные олимпийские комитеты, международные спортивные  федерации, фонды поддержки детского, инвалидного, студенческого спорта и т.д.

3.    Менеджмент специализированных государственных министерств и ведомств, направленный на обеспечение здоровья нации, противостояние вредным привычкам, поддержание высокого качества человеческого капитала.

Каждая из перечисленных сфер спортивного менеджмента имеет свою специфику, области профессиональной деятельности и компетенций. Обратимся вначале к наиболее массовому сегменту управления спортивной деятельностью, то есть к управлению коммерческой спортивной организацией..

Одно из центральных мест в спортивном бизнесе занимает организатор собственного дела, который осуществляет свою деятельность как индивидуальный предприниматель или владелец одной или нескольких компаний. Благодаря энергии, творческой активности, изобретательности и личным деловым качествам людей такого плана, динамично развивается физкультурно-спортивное движение во всем мире, появляются новые технологии, товары и услуги. Пытаясь получить максимально возможную прибыль, организаторы спортивного бизнеса непрерывно ищут новые управленческие и маркетинговые схемы, методики тренировки, способы проведения досуга, укрепления и оздоровления организма, представления спортивных соревнований и шоу. Вся повседневная деятельность бизнесменов от спорта направлена на то, чтобы упорядочить разрозненную работу всех компонентов бизнеса, повысить дисциплину и качество труда, воплотить в жизнь новые идеи и проекты.

Организаторы спортивного бизнеса являются не только драйверами, внутренними движителями развития физкультурно-спортивной отрасли, которые в силу своего характера, склада ума и материальных стимулов выбрали для себя данную сферу профессиональной деятельности. Они, по большей части, выполняют функции управления бизнесом. В связи с этим обстоятельством интересны такие вопросы, как: а) является ли собственник спортивного бизнеса одновременно предпринимателем и менеджером в одном лице; б) какие стимулы в деятельности организаторов спортивного бизнеса преобладают; в) кто должен управлять спортивным бизнесом – спортсмен, тренер или менеджер; г) как следует оценивать труд менеджера. Эти и ряд других вопросов нуждаются в надлежащем освещении; ответы на них прольют свет на сущность работы менеджера в спортивном бизнесе, сделают более понятной природу управленческой деятельности в физкультурно-спортивной отрасли.

Начнем с ответа на вопрос, является ли собственник спортивного бизнеса предпринимателем и менеджером в одном лице. На начальной стадии развития собственного дела такое сочетание чаще всего возможно и даже необходимо, так как именно собственник является лицом, наиболее заинтересованным в том, чтобы предпринимательская деятельность осуществлялась наилучшим способом. Однако по мере расширения бизнеса, когда у собственника появляется несколько предприятий, единоличное управление всеми текущими делами становится невозможным по нескольким причинам:

  • В силу увеличения масштабов бизнеса и нарастания потока управленческих проблем, которые необходимо оперативно решать;
  • Из-за различий в профиле предпринимательской деятельности;
  • По причине недостатка в специальных знаниях, умениях и навыках.

Таким образом, можно констатировать, что сочетание в одном лице собственника, предпринимателя и менеджера возможно лишь на малых и отчасти средних предприятиях. Что же касается крупного или сетевого бизнеса, то без квалифицированных менеджеров здесь не обойтись. Конечно, зачастую собственнику бизнеса психологически очень сложно делегировать кому-либо управленческие и властные полномочия в деле, которое ты сам создал. Всегда остаются сомнения в правильности действий наемных менеджеров, их честности и квалификации. Однако объективные обстоятельства заставляют собственника спортивного бизнеса идти на этот шаг, оставляя за собой лишь наиболее значимые рычаги управления, позволяющие принимать стратегические решения.

Немаловажным представляется также вопрос о том, является ли труд менеджера и предпринимателя по своей сути эквивалентным или же это принципиально разные виды деятельности. Для ответа на этот вопрос следует сопоставить определения соответствующих понятий. Предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность отдельных лиц, связанную с коммерческим риском и направленную на получение прибыли. Менеджмент – это социальная управленческая деятельность, связанная с выработкой оптимальных решений, а также их реализацией. Сравнивая данные определения, мы приходим к выводу, что категория «предпринимательство» представляет собой разновидность менеджмента, имеющего целью такое управление активами, чтобы это приносило коммерческую прибыль.

Спортивный бизнес – особая сфера профессиональной деятельности, в которую люди идут, чаще всего, по призванию. Работа в спорте – это нечто большее, чем просто процесс зарабатывания денег. В английском языке даже имеются два разных слова, отражающих сущность понятий «работа для души» и «работа ради денег» («work» и «job» соответственно). Спортивный менеджмент и спортивное предпринимательство привлекают к себе людей, уже прошедших школу большого спорта. В этой связи следует подчеркнуть, что основными стимулами для работы именно в сфере физической активности и спорта служат для спортивных менеджеров не только деньги (хотя они имеют большое значение), но также и ряд других факторов, в числе которых:

·         Желание работать в спорте, отдавая себя любимому делу;

·         Осуществлять собственное самосовершенствование в качестве лидера, менеджера и предпринимателя;

·         Реализовать внутреннюю потребность к достижениям и финансовому успеху в конкуренции с достойными соперниками;

·         Осуществлять свою деятельность в условиях экономической свободы, творчества и независимости, без непосредственного контроля других лиц.

Труд высококвалифицированного спортивного менеджера становится все более востребованным по мере развития экономики и совершенствования хозяйственных отношений. Подобное возрастание спроса вызвано тем, что тенденции в современном спорте меняют свое направление. В частности, все большее количество стран мира старается развивать спорт не за счет государственного финансирования, а за счет использования внутренних ресурсов физкультурно-спортивной отрасли, когда в максимальной степени задействован потенциал предпринимательства, творческие и интеллектуальные ресурсы организаторов спортивного бизнеса.

Еще несколько десятилетий назад, в странах социалистического лагеря спрос на спортивных менеджеров был весьма невелик вследствие того, что практически полностью отсутствовало поле для их деятельности. Все организационные, управленческие и финансовые вопросы решались в соответствующих государственных учреждениях и ведомствах, коммерческая инициатива не поощрялась, а доходы спортсменов и спортклубов почти не зависели от результатов их спортивной и хозяйственной деятельности.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.