Управление спортклубами (Часть 2). Спортклуб как акционерное общество

Управление спортклубами

Управление спортклубами

Когда спортивным клубом владеет частное лицо, то это весьма облегчает процесс принятия и исполнения управленческих решений. Собственнику не надо ни с кем согласовывать свои действия, координировать их с коллегиальными органами, доказывать свою правоту партнерам по бизнесу. Самостоятельность, автономность и оперативность в управлении – вот главные козыри профессионального спортивного клуба с единым собственником.

Однако своеобразной платой для собственника за указанные преимущества является неограниченная ответственность по финансовым обязательствам клуба. За все спортивные, организационные и финансовые просчеты  всю полноту ответственности несет владелец клуба. Стоит лишь однажды сделать неверный шаг, принять неправильное управленческое решение – и его негативные последствия сразу или с некоторой задержкой сказываются на спортивной и финансовой стороне дела. Так, непродуманная продажа другому клубу перспективного игрока или покупка дорогостоящего атлета, склонного к капризам и нарушениям спортивного режима, могут подорвать финансовую стабильность клуба, испортить внутренний психологический климат, ухудшить спортивные результаты.

Такие периоды в жизни спортивных клубов, увы, не редкость. В эти моменты владельцы клубов теряют крупные суммы денег, а иногда и весь бизнес. Но даже банкротство и потеря бизнеса не снимают с собственника клуба бремени финансовой ответственности. Под удар может быть поставлено и его личное имущество, которое изымается по решению суда и распродается в счет погашения образовавшихся долгов.

Разумеется, такой исход в спортивном бизнесе не устраивает многих участников рынка – собственников клубов, кредиторов, спонсоров, болельщиков, тренеров, атлетов. Стремясь ограничить финансовую ответственность рамками бизнеса, владельцы клубов осуществляют размен своих управленческих полномочий на финансовую стабильность. Достигается это за счет изменения организационно-правовой формы клуба, который из единоличного владения превращается в акционерное общество закрытого или открытого типа.

Выпуская в обращение акции, учредители клубов предлагают купить их всем желающим – болельщикам, партнерам, спортсменам, тренерам, менеджерам. Покупая акции клубов, физические и юридические лица становятся совладельцами бизнеса, принимают участие в его управлении (по принципу одна акция – один голос), и получают часть прибыли, заработанную клубом, в виде дивидендов.

Такая схема управления профессиональным спортивным клубом особенно хороша для крупных организаций, участвующих в регулярных национальных чемпионатах высшего уровня и значимых международных соревнованиях. И это вполне объяснимо: в премьер-лигах и высших дивизионах цена ответственности за спортивные и финансовые результаты значительно возрастает, а ошибки обходятся очень дорого. В спортивных клубах, организованных в виде акционерных обществ, ответственность падает уже не только на единоличного владельца клуба, но распределяется между всеми акционерами пропорционально количеству акций, находящихся в их распоряжении. То же самое можно сказать и о прибыли: победы приносят владельцам акций клуба повышенные дивиденды и увеличение курсовой стоимости акций, делая их богаче.

Кроме того, все юридические и физические лица, приобретающие акции спортивного клуба, приносят ему необходимые денежные средства, которые могут быть потрачены на обновление и совершенствование материальной базы, на покупку новых игроков или тренеров, на строительство спортсооружений, на рефинансирование задолженности и прочие нужды.

Сразу оговоримся, что прибыльные спортивные клубы, в том числе и акционерные общества, встречаются в мировой практике достаточно редко. Преобладающую часть полученной прибыли поглощают зарплаты тренеров и игроков, которые в современном профессиональном спорте очень высоки.

В спортивных клубах, имеющих статус акционерного общества, процедура принятия управленческих решений претерпевает серьезные изменения по сравнению с единоличным владением. Власть одного человека сменяет коллективный разум. Теперь уже не собственник клуба принимает и воплощает в жизнь все важнейшие решения, а специализированный управленческий орган, носящий название совета директоров. Именно эти люди вырабатывают согласованные управленческие решения, которые принимаются коллегиально. Менеджеры клуба и его тренерский состав являются исполнителями воли основных акционеров, в число которых входят не только представители профессионального спорта, но и спонсоры клуба.

Риски от неудачного выступления профессионального спортивного клуба, имеющего статус акционерного общества, уже не так критичны для его совладельцев, как в случае единоличного владения. Максимум, что может потерять акционер клуба – это принадлежащие ему акции, которые из-за спортивных и финансовых неудач клуба обесцениваются. Личное имущество акционеров не может быть отчуждено по требованию кредиторов, желающих вернуть свои долги.

Спортивному клубу, имеющему статус акционерного общества, легче получать крупные банковские кредиты под залог собственных акций, проще осуществлять переход прав собственности от одного инвестора к другому. Кроме того, по котировкам акций клуба на фондовой бирже хорошо видно, как оценивает рынок перспективы клуба, его финансовое состояние и качество менеджмента.

Следует, однако, отметить, что помимо несомненных достоинств акционерного спортивного клуба, в данной организационно-правовой форме имеются и существенные недостатки. В частности, полученный профессиональным клубом доход облагается налогом дважды – в первый раз налогом на прибыль, а второй раз – налогом на дивиденды, которые получают акционеры клуба. Если величина налогов значительная, то это может перечеркнуть все прочие достоинства акционерной формы собственности.

Помимо этого, спортивный клуб в статусе акционерного общества, должен вести публичную отчетность, регулярно публиковать бухгалтерский баланс и другие предусмотренные законом формы отчетности. Очевидно, что работа аудиторов и публикация отчетности в СМИ требует дополнительных расходов.

И все же указанные недостатки не мешают профессиональным спортивным клубам во многих странах мира использовать акционерную форму собственности как оптимальную в части управления и привлечения внешних финансовых ресурсов. С помощью такого инструмента как акции клубам удается решать проблемы привлечения финансовых средств болельщиков и спонсоров, создания дочерних компаний, вхождения в капитал партнеров по бизнесу. И даже такой способ, как премирование спортсменов, тренеров и менеджеров клуба пакетами акций (или финансовыми опционами), также все шире используется в международной спортивной практике.

Спортивным менеджерам следует принять во внимание и тот факт, что из клуба, организованного в форме открытого акционерного общества, можно сделать закрытое общество, и даже единоличное владение. Для этого будущим владельцем выкупаются акции с биржевого рынка или у других акционеров по взаимной договоренности. Именно так поступил владелец английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» М.Глейзер, выкупая акции этого клуба, которые котировались на Лондонской фондовой бирже с 1991 по 2005 гг. После того, как Глейзер довел в 2005 г. свой пакет акций до 97%, бумаги были сняты с котировок Новый хозяин решил перевести клуб из статуса открытого акционерного общества в частную корпорацию. Спустя несколько лет планы вновь изменились и переход к статусу открытого акционерного общества снова стал предпочтительным (подробнее см. статью «Манчестер Юнайтед» вновь выходит на биржу).

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.