Замечания к проекту Стратегии-2030 развития ФиС в РФ

Неделю назад на официальном сайте Министерства спорта России была опубликована статья с предложением обсудить проект Стратегии развития физической культуры и спорта в стране на период до 2030 года (Стратегию-2030). Сам проект и пояснительная записка к нему доступна для скачивания ниже текста статьи – они невелики по объёму и все желающие могут ознакомиться с ними максимум за час.

Внимательно прочитать проект работникам сферы ФиС рекомендовал и министр спорта РФ О.В. Матыцин, выступая по федеральному ТВ-каналу Россия24. И не просто прочитать, но и высказать свои замечания по поводу проекта.

Так и поступим в надежде на то, что конструктивная критика позволит улучшить этот основополагающий для отрасли документ. Мы уже касались ранее темы вызовов в Стратегии-2030, теперь уделим внимание анализу нынешней ситуации в сфере ФиС.

Что же представляет собой Стратегия-2030 и каковы её цели? Назначение расшифровывает Пояснительная записка, где указывается, что данный документ развивает положения Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года и определяет цели, задачи, социальные, экономические показатели развития, параметры ресурсного обеспечения, физической культуры и спорта с учётом национальных целей.   Направления развития сферы физической культуры и спорта согласованы с основными направлениями деятельности по обеспечению в области демографии, образования, цифровизации, развития науки, качества жизни населения, производительности труда и малого предпринимательства. Указанные в проекте Стратегии комплексы мер развития основных направлений, в отличие от стратегической цели и задач, в процессе реализации Стратегии могут изменяться, дополняться другими мерами.

Целью Стратегии является создание комплексных условий по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта для всестороннего и гармоничного развития личности, обеспечения активного долголетия граждан и конкурентоспособности российского спорта на международной арене.

Эти строки из Пояснительной записки звучат солидно и обнадёживающе. Однако чтение самого проекта Стратегии-2030 почти сразу же разрушает это впечатление, поскольку представленный на суд публики документ страдает благодушием и неконкретностью, не содержит ответов на главные вопросы российской современности – что же не так в нашем профессиональном и любительском спорте, какие риски и кризисы его подстерегают.

Судите сами, авторы проекта Стратегии-2030 прямо указывают, что у нас всё хорошо, в 2009-2019 гг. достигнуты отличные результаты. Заглянем в раздел II Анализ текущего состояния развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и убедимся, что число занимающихся ФиС и количество объектов спортивной инфраструктуры растёт, повышается степень удовлетворённости системой спорта граждан и т.д. Это действительно так. Но это всего лишь одна сторона медали. Вторую, негативную сторону авторы проекта предпочитают не затрагивать. А это самообман, чрезвычайно вредный для стратегического планирования.

По сути, число занимающихся физкультурой и спортом могло бы существенно вырасти, если бы государство предоставило школьникам, студентам, пенсионерам, инвалидам возможность бесплатного посещения секций, спортклубов, залов, спортсооружений так, как это было во времена СССР. Сколько для этого нужно денег? В проекте нет ни подсчётов, ни соответствующих принципиальных предложений.

Нет в проекте и ответа на главный вопрос отечественной сферы двигательной активности – каким быть любительскому и профессиональному спорту в нашей стране, какой видится авторам проекта идеальная модель физкультуры и спорта, за какие деньги её можно воплотить в жизнь полностью или частично?

Такие вопросы интересуют не только рядовых граждан нашей страны, но и первых лиц государства. Так, на состоявшемся 8 декабря 2015 года совместном заседании Совета при Президенте России по развитию физической культуры и спорта и Наблюдательного совета оргкомитета «Россия-2018» Владимир Путин заявил о необходимости серьёзных изменений в российском профессиональном футболе. В частности, Путин констатировал, что футбол в России любят – им в нашей стране занимается 2,5 миллиона человек. Футбол активно поддерживают госкорпорации, частные лица, спонсоры и местные бюджеты. Однако несмотря на массированные финансовые вливания в игроков, тренеров, стадионы и спортивную инфраструктуру отечественный футбол не показывает высокой эффективности. «Значит, проблема коренится в самой системе управления футбольной сферой, в организации отбора и подготовки перспективных ребят, в методах и формах работы с наставниками и игроками» — подчеркнул глава государства. Кроме того, Путин заявил, что необходимо подготовить стратегию развития российского футбола до 2030 года. Далее Владимир Путин обратился к министру спорта и одновременно президенту Российского футбольного союза (РФС) Виталию Мутко с поручением формирования «понятной и адекватной системы финансовой деятельности профессиональных футбольных клубов». Но внятного ответа за эти годы так и не последовало.

Более того, на Чемпионат мира по футболу в России 2018 года была истрачена колоссальная сумма. По данным Nordea Markets, приводимых каналом ОТР, Франция потратила на ЧМ-1998 года 2 млрд. долл., Южная Корея и Япония в 2002 году – 2,5 млрд. долл, Германия в 2006 году 3,5 млрд. долл., ЮАР в 2010 году – 2,9 млрд. долл., Бразилия в 2014 году – 11,6 млрд. долл.

Рекордсменом на этом треке стала Россия, которая затратила на проведение ЧМ-2018 13,2 млрд. долл. – причём одна лишь заявка на участие РФ в предстоящем мундиале стоила нашей стране 788 млн. рублей (то есть примерно 20 млн. долл. по курсу того периода времени); 350 млн. рублей были выделены из федерального бюджета.

Любопытно, что первоначально смета ЧМ-2018 была ещё более грандиозной –  в 2009 году она планировалась в 1,2 трлн. рублей (т.е. вдвое большей) Об этом факте сообщил на Гайдаровском форуме 2018 года Алексей Сорокин, гендиректор Оргкомитета по подготовке и проведению ЧМ-2018. «Теперь он сильно сократился благодаря оценке нужности объектов». На текущий момент объём средств, выделяемых федеральным и региональными бюджетами на подготовку к ЧМ-2018 составляет 480 млрд. руб.

Иными словами, инвестиции в российский футбол со стороны государства и частных инвесторов был запредельным. Но отдача от этих инвестиций оказалась совсем небольшой и даже подчас отрицательной, поскольку теперь, даже до пандемии COVID-19, ежегодные убытки стадионов, построенных и реконструированных к ЧМ-2018, составляют до 3 млрд. руб. в год (их вынужден покрывать федеральный бюджет, поскольку местные власти не в состоянии этого делать).

Об этой неприятной стороне дела авторы проекта Стратегии-2030 предпочитают умалчивать.

Похожее ...

1 Комментарий

  1. КВ:

    В воронежских пригородах за последние лет 10 построено множество отличных спорткомплексов и прочих спортивных объектов. Переданы они на баланс муниципалитетов. Секции есть. Они все открытые и бесплатные. Есть тренеры. По сути дела сложностей с кадровым обеспечением нет никаких. Проблема — почти нет желающих посещать бесплатные (!) секции. Может, дело не только и даже не столько в финансировании массовой физической культуры? Просто интересы большинства молодых людей, школьников в том числе, лежат вне этой сферы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.