«Двухнедельник безбожника» в Воронежской губернии

Известно, что новое большевистское правительство, пришедшее к власти в России после октябрьской революции 1917 года, было решительно настроено против духовенства. Считалось, что представители основных религиозных конфессий Российской империи помогали царизму держать народ в повиновении, одурманивали разум и души трудящихся масс. А раз так, то следовало оказывать церкви активное противодействие, вести обширную пропагандистскую работу по разрушению религиозного мировоззрения, заменяя его кодексом строителя коммунизма.

Не обошла стороной такая работа и Воронежскую область. Советская власть в губернском центре и в районах энергично включилась в то, что сейчас мы называем «чёрным пиаром» или «промыванием мозгов». Если говорить более конкретно, то работа состояла в следующем.

Храм Рождества Христова, превращённый Советской властью сначала в клуб, а после Великой Отечественной войны в цех завода "Автозапчасть". Воронеж. 2017-2018 гг.

Храм Рождества Христова, превращённый Советской властью сначала в клуб, а после Великой Отечественной войны в цех завода «Автозапчасть». Воронеж. 2017-2018 гг.

В эти дни, с 24 декабря 1926 по 8 января 1927 года, в Воронежской губернии проводился «Двухнедельник безбожника». Смысл проведения «Двухнедельника» заключался в активизации атеистической работы среди населения, распространении листовок и плакатов обличительного и антирелигиозного содержания, разоблачении служителей культа как пособников царизма и контрреволюционных сил.

Адмиралтейская площадь с восстановленным Успенским Адмиралтейским храмом. Современный вид

Адмиралтейская площадь с восстановленным Успенским Адмиралтейским храмом. Современный вид

Следует отметить, что с декабря 1922 года в стране стала издаваться газета «Безбожник», которая являлась печатным органом специально созданной организации – «Союза воинствующих безбожников». Помимо собственно газеты «Безбожник» редакция также участвовала в выпуске атеистических журналов «Безбожный крокодил» и «Безбожник у станка». Издавались также и многие другие печатные издания – «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юный безбожник» на русском и языках народов СССР. Издательство «Безбожник» (впоследствии — Государственное издательство антирелигиозной литературы (ГАИЗ)) выпустило огромное количество атеистической литературы.

В Воронеже пролетариат также  выступал с разными инициативами снизу против церкви, по отмене «поповских праздников» и переплавке колоколов для нужд народного хозяйства.

Смоленский собор на улице Плехановской. После войны был снесён. Теперь на этом месте находится корпус Института связи.

Смоленский собор на улице Плехановской. После войны был снесён. Теперь на этом месте находится корпус Института связи.

Так, областная газета «Коммуна» от 24 декабря 1929 г. в статье «Запретить колокольный звон» писала следующее: «Во время прошлых перевыборов горсовета избиратели настаивали на запрещении в городе колокольного звона. Особенную настойчивость проявляли школьники, рабфаковцы и медработники, так как колокольная трескотня, в особенности в дни церковных праздников, определенно мешает работе школ и больниц. Вообще, о колоколах следует подумать. Многие рабочие собрания на предприятиях Воронежа выносили требования о сдаче колоколов Рудметаллторгу. Проведение в жизнь этого мероприятия по 25 воронежским церквям, дало бы примерно 6 тысяч пудов меди, столь необходимой нашей промышленности. Не пора ли освободить Воронеж от «колокольного шума», а заодно и внести ценный вклад в дело индустриализации страны?» — такие вопросы беспокоили тогда воронежскую общественность.

Свои пропагандистские идеи коммунисты Воронежа решили подкрепить целым рядом практических мер – таких, как радиолекции, театральные постановки, выпуском разоблачающей православие литературой и даже созданием антирелигиозного музея в центральной части столицы Черноземья. Осуществлялись и такие публичные акции, как вскрытие мощей святого Митрофания (где присутствовало в 1930 г. 25 тыс. воронежцев) и Тихона Задонского — о чём писала газета «Коммуна» от 7 января 1930 г.

Помимо этого, 13 апреля 1933 года, в Воронеже, в здании бывшей Покровской церкви, был с помпой открыт антирелигиозный музей. В тридцатые годы музей пользовался большой популярностью у жителей и гостей города, так как идеологическая пропаганда против церкви шла полным ходом.

Покровская церковь, где был устроен антирелигиозный музей

Покровская церковь, где был устроен антирелигиозный музей

Однако существование музея как самостоятельного культурно-просветительного учреждения оказалось недолгим. В суровое время Великой Отечественной войны он был объединён с областным краеведческим музеем и после войны уже не возродился вновь.

Справедливости ради надо подчеркнуть, что начиная с 1990-х годов воронежские власти и общественность приложили огромные усилия для восстановления существовавших церквей и постройки новых храмов. Так, была отреставрирована старейшая в городе Успенская Адмиралтейская церковь вместе с мемориальным комплексом на набережной водохранилища (см. фото выше). Вместо снесённого в 1959 году Смоленского собора к началу 2000-х годов был возведён в Первомайском парке не менее величественный Благовещенский кафедральный собор (см. фото внизу).

Благовещенский кафедральный собор.

Источники:

  1. Государственный архив Воронежской области, ф.1, оп.1, д.2088, л. 81.
  2. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.181.
  3. Покровская церковь Воронежа как антирелигиозный музей
  4. «Похороны богов»: вскрытие мощей святого Митрофания

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.