Гостиница «Бристоль», шедевр модерна

«Бристоль» вечером. Воронеж.

В 2020 году интереснейшему памятнику истории, архитектуры и предпринимательства Воронежа – зданию гостиницы «Бристоль» исполняется 110 лет. За более чем вековую историю «Бристоль» побывал в разных ипостасях – первоначально он был шикарной гостиницей с первоклассным рестораном, затем в нём расположились военные (сначала белогвардейцы, а потом и штаб Красной Армии). В послевоенный период и в настоящее время «Бристоль» не используется как гостиница – в нём арендуют площади коммерческие организации под офисы и магазины. И, наконец, теперь ему уготована роль важнейшего историко-культурного и исторического объекта, узлового элемента воронежского туристического кластера, в который «Бристоль», несомненно, превратится после серьёзных инвестиций и творческой обработки внутренних пространств. Но об этом скажем чуть позже, а сейчас вернёмся к истории.

Гостиница «Бристоль». Воронеж. 2020

Даже сегодня здание «Бристоля», выполненное инженером М. Фурмановым в стиле «модерн», приковывает к себе восхищённые взгляды воронежцев и гостей города, является, говоря языком маркетологов и специалистов по туризму, «ай-стоппером», объектом, останавливающим на себе взгляд наблюдателя.

Здание, действительно, великолепное. Оно и было задумано таковым своими создателями – воронежским купцом А.Г. Просвиркиным и его компаньоном, строителем-подрядчиком М.Н. Литвиновым, которые выкупили усадьбу у купцов Синицыных и возвели на данном земельном участке потрясающую гостиницу с элитными номерами и отличным рестораном.

Название гостиницы с рестораном было выбрано не случайно — в те времена английский город Бристоль считался столицей шоколадной промышленности, славился изысканными сладостями. Помимо этого, из порта Бристоля всегда привозили первоклассные вина португальского происхождения — херес, портвейн, мадеру. В связи с этим название «Бристоль» выглядело для состоятельной публики завлекательно и престижно. Такие же притягательные названия имели расположенные поблизости электротеатры «Ампир» (в пер. с фр. «Империя» — нынешний кинотеатр «Спартак») и электротеатр «Тауматограф» (в пер. с гр. «Кудесник кино» — ныне здание филармонии).

Поскольку фасад «Бристоля» выходил на главную улицу города – Большую Дворянскую (ныне проспект Революции), его локация подразумевала привлечение наиболее платёжеспособной и фешенебельной клиентуры. Само упоминание того, что вы были в ресторане «Бристоль», поднимались на лифте в номера (в 4-х этажном здании), общались с посетителями и персоналом, давали на чай официантам и привратникам, вызывало у окружающих уважение и почитание.

Приходится констатировать, что, здание «Бристоля» было построено в канун весьма неспокойных времён. В 1914 году началась Первая мировая война, а в 1917 году свершились сразу две революции – февральская и Октябрьская. В 1919 году гостиницу «Бристоль» приспособил под свой штаб белогвардейский генерал Шкуро, на него же совершил лихой налёт Олеко Дундич, чьим именем ныне названа одна из улиц Воронежа.

Вот как описывает маршал С.М. Будённый в своей книге «Пройденный путь» легендарный эпизод с Олеко Дундичем. В штабе Семёна Будённого красноармейцами было написано письмо генералу Шкуро, по примеру запорожских казаков, коллективно составивших письмо турецкому султану. Доставить это письмо вызвался отважный конник Олеко Дундич. Вместе с четырьмя бойцами, переодетыми в белогвардейскую форму, он пробрался в Воронеж, к гостинице «Бристоль», где был штаб белогвардейцев, и передал пакет дежурному офицеру. Затем, объехав город, Дундич вернулся к штабу и бросил в окна «Бристоля» гранаты. После этого ему удалось скрыться.

После окончания Гражданской войны в «Бристоле» квартировал штаб 2-ой Трудовой армии.

Как сообщает воронежский краевед Е.А. Пульвер, в первые годы Советской власти здание служило отделению «Центропечати», а затем Управлению Юго-Восточной железной дороги, которое в 1932 году получило собственное здание на проспекте Революции. После этого переселения «Бристоль» вновь стал гостиницей.

В 1930-е годы в «Бристоле» жила новая пролетарская элита – работники культуры, литературы, театра, поэты и писатели, пропагандисты и певцы новой жизни.

Здесь, в стенах  «Бристоля», в 1941-1942 годах  трудился военный корреспондент и писатель Александр Трифонович Твардовский, создавая свой бессмертный поэтический шедевр «Василий Тёркин», который был на ура принят бойцами Красной Армии. Бывал в «Бристоле» и другой классик советской литературы — Аркадий Гайдар, автор «Чука и Гека», «Тимура и его команды», «Горячего камня». В тот воронежский период автору легендарных произведений для детей и юношества исполнилось лишь 17 лет. Но уже в тот, «юношеский» период, Аркадий командовал сначала батальоном, а потом сводным отрядом бойцов, воевавших против двух повстанческих армий бывшего милиционера Александра Антонова, действовавших на территории Воронежской и Тамбовской губерний (см. Аркадий Гайдар в Воронеже).

Здание гостиницы "Бристоль" в январе 1943 г.

Здание гостиницы «Бристоль» в январе 1943 г.

Летом 1942 года в Воронеже начались кровопролитные бои с немецко-фашистскими войсками, которым удалось оккупировать правый берег. Линия фронта, таким образом, пролегла прямо через город – почти что так, как в Сталинграде. Примерно такими же грандиозными оказались и разрушения в Воронеже, после того, как 25 января 1943 года город был освобождён. Здание «Бристоля» пострадало весьма сильно от бомбёжек и пожаров (см. фото выше). При восстановлении Воронежа были идеи «упростить» архитектуру здания, сделать её более утилитарной и экономной. Этого, к счастью, не произошло, и «Бристоль» был восстановлен в своём первоначальном виде.

В первые дни освобождённого от фашистов Воронежа в «Бристоле», в наскоро отремонтированном зале, начло работу областное управление связи, разместился почтамт. По мере восстановления зданий города «Бристоль» вновь стал гостиницей.

Сейчас, к 2020 году, мэрия города Воронежа и администрация Воронежской области всерьёз взялись за восстановление историко-культурного наследия Воронежа и развитие туризма (как внутреннего, так и внешнего). Думается, что здание «Бристоля» имеет в этой связи огромный потенциал. Для его раскрытия городским и областным властям потребуется помощь историков, краеведов, дизайнеров, просветителей (в том числе в рамках цифровых технологий), производителей сувениров, экскурсоводов, создателей тур-стори. Поскольку в «Бристоле» бывали разные знаменитости (например, Аркадий Гайдар), потребуется соответствующее оформление внутренних интерьеров, воссоздание атмосферы дореволюционного и советского периода. По сути дела, речь идёт о музеизации городских пространств, создании пешеходных зон и инновационных арт-объектов.

См. Пульвер Е.А. Здравствуй, Воронеж! путеводитель. Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1970. — 232 с.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.