Украинизация в Воронежской области 90 лет назад

Ровно 90 лет назад, в этот день, 7 марта 1929 года, воронежская областная газета «Коммуна» опубликовала статью под названием «На пути украинизации большие помехи: новые школы без учителей», в которой указывались трудности процесса коренизации. Дело в том, что Советская власть, боровшаяся за равенство всех наций, хотела уравнять и языки народов СССР. Если в той или иной местности проживали люди, например, с украинскими корнями (как в южных районах Воронежской области), то для них следовало вести преподавание на украинском языке, изучать сам язык, украинскую литературу, культуру, историю. Тем самым осуществлялась подготовка национальных кадров для государственного аппарата, армии, образовательных учреждений.

Но население Воронежской области с устоявшимися украинскими традициями и особым говором (суржиком) восприняло идею украинизации без особого энтузиазма. Одно дело – говорить на мове дома, в своём селе или посёлке, и совсем другое – обучаться на украинском языке, учить его грамматику и правописание, украинскую поэзию и литературу. Да и ради чего это нужно было делать – непонятно, поскольку свои карьерные и образовательные перспективы население связывало с русским языком, на котором велось преподавание в лучших школах и вузах страны, базировалась наука, судопроизводство, СМИ.

Занятия по ликвидации безграмотности. Россошь. 1927. Фото из Госархива Воронежской области

Занятия по ликвидации безграмотности. Россошь. 1927. Фото из Госархива Воронежской области

Уже к 1933 году политика коренизации и украинизации резко пойдёт на спад, руководство страны осознает пагубность и ненужность насильственных мер по переводу населения на те или иные национальные языки в школах и техникумах. Но в 1929 году кампания велась в активной фазе. «Коммуна» сообщала, что в текущем году в Россошанском округе будет украинизировано 130 школ, Острогожском – 122, Белгородском – 76, Льговском – 35 и Борисоглебском – 20.

Но для новых школ не хватало учителей-украинцев. Педагогические техникумы и школы с педагогическим уклоном могли дать в 1929 году только 130 учителей. Областной отдел народного образования планировал подготовить учителей на 6-месячных подготовительных курсах при каждом педтехникуме, но курсы открылись лишь при Богучарском педагогическом техникуме.

Следует отметить и тот факт, что ранее работавшие в школах учителя, которые не знали украинского языка, с работы увольнялись. Так, из-за украинизации школ была в те годы уволена с работы известная воронежская писательница Елизавета Милицына, которая преподавала ученикам русский язык и литературу. Аналогичная судьба постигла и целый ряд других русскоговорящих учителей.

В заключительной части газетной статьи подчёркивалось, что политико-просветительская работа среди национальных меньшинств Центрально-Чернозёмной области (даже среди украинцев) – самый слабый участок работы ОблОНО. В 5 округах с украинским населением нет ни одной украинизированной избы-читальни, постоянного пункта ликбеза, школы малограмотных, школы взрослых и рабоче-крестьянских курсов.

 

См.: Коммуна. 1929. 7 марта.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.