В настоящее время в Воронеже практически не осталось рынков, где торговля осуществляется прямо на улице. Исключение составляют неорганизованные рынки, которые в простонародье называют толкучками или барахолками. А ведь ещё полвека назад в городе не было не одного крытого рынка и люди вынуждены были в зной и мороз, дождь и снег торговать с небольших прилавков – в лучшем случае под навесами.
Продавали люди свой товар и вразнос, размещая реализуемые изделия на подносы или лотки, снабжённые для удобства специальными ремнями, или, на худой конец, простыми верёвками. Вынужден был какое-то время торговать вразнос на местных рынках и известный воронежский поэт Иван Саввич Никитин, продавая с лотка свечи.
В дореволюционное время в Воронеже вопрос с рынками решался весьма просто – для желающих купить или продать товар просто отводилась та или иная площадь. Крестьяне и купцы на лошадях с подводами занимали на площади места в определённом порядке, образуя подобие рядов. Покупатели ходили между телегами, которые одновременно выполняли роль прилавков, приценивались, пробовали товар, делали покупки. В толпе шныряли воры-карманники, вытаскивавшие деньги и кошельки у зазевавшихся граждан.
В советское время ситуация изменилась не очень сильно – в период НЭПа рыночная торговля шла по накатанной колее, а с середины 1930-х годов торговать на рынках разрешалось, в основном, продуктами питания собственного производства, дабы исключить спекуляцию и нетрудовую наживу. В силу этого обстоятельства городские рынки стали называть колхозными, ввиду того, что к началу Великой Отечественной войны коллективизация была завершена и почти все крестьянские хозяйства стали коллективными.
В послевоенное время разрушенный Воронеж стал отстраиваться. Но рынки по-прежнему работали под открытым небом – до них всё не доходили руки.
И вот в этот день, 8 января 1972 года, наступил перелом – после торжественного митинга в Воронеже был открыт Центральный колхозный рынок – первый в истории города крытый рынок.
Центральный рынок сразу стал одной из самых посещаемых торговых точек в Воронеже – отнюдь не только потому, что торговля здесь была организованной, с санитарным и техническим контролем, с удобствами и общественными туалетами. Главным достоинством рынка были продукты по приемлемым ценам – ведь многие товары нельзя было просто так купить в магазинах. В дефиците были мясные продукты и мясо птицы, деревенские молочные изделия, южные фрукты, цитрусовые и многое другое. Поэтому, говоря словами поэта, сюда не зарастала народная тропа.
Не бедствовал Центральный рынок и в лихие 1990-е годы. Желающих торговать вещами и пищевыми продуктами стало так много, что перед зданием рынка возникла ещё одна торговая площадка, где торговали обувью, одеждой, косметикой, бытовой химией и многим, многим другим. Торговцы заполнили не только рынок и его предместья, но и все близлежащие улицы – плоть до универмага «Россия», перед которым тоже образовалась многолюдная торговая площадка.
Однако вечного ничего не бывает. Со временем конкуренцию Центральному рынку стали оказывать другие оборудованные площадки – в том числе на территориях бывших предприятий (например, завода «Воронежсельмаш» на Донбасской, ТЦ «Атмосфера и т.д.).
Пришла пора меняться и Центральному рынку, здание которого за 40 лет достаточно сильно износилось. Старое здание Центрального рынка было снесено в конце 2013 года (см. фото выше), а в начале 2014 года началось строительство нового.
В настоящее время Центральный рынок уже не имеет тех конкурентных преимуществ, что были свойственные ему в советский и перестроечный периоды. С развитием личного и общественного транспорта стало таять удобство локации в центре города, в связи с развитием сети гипермаркетов и торговых центров стала остро ощущаться соперничество в ценах и условиях аренды. Берёт своё активная реклама и интернет-ресурсы конкурирующих ритейлеров. Вернуть былую репутацию и притягательную силу Центральному рынку могут лишь инновации, новые подходы и выгоды для покупателей.
Источники:
Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.230.