Первая тонна каучука на Воронежском заводе СК

Этот день, 19 октября 1932 года, вошёл в историю Воронежского завода синтетического каучука, который в то время именовался иначе: СК-2. На эту дату пришлось знаменательное событие, когда заводчанами была получена первая тонна готового продукта. Это было потрясающее событие по нескольким причинам. Во-первых, многие специалисты в мире считали, что получить синтетический каучук невозможно. Знаменитый изобретатель Томас Эдисон также придерживался этого мнения. Во-вторых, СССР, как и современная Россия, был под экономическими санкциями. В-третьих, построить такое инновационное предприятие, как завод СК за 13 месяцев, со сложной технологией и высокой выучкой персонала – в такой аграрной стране – это была фантастика!

О.П. Осипов-Шмидт (1900-1938)

Чтобы понять, как это смогло свершиться за столь сжатые сроки, нам необходимо вспомнить организатора и вдохновителя всего этого дела, под руководством которого был произведён гигантский технологический рывок. Речь пойдёт о Осипе Павловиче Осипове-Шмидте, человеке чрезвычайно одарённом и деятельном, создавшем целую отрасль советской экономики. Экс-директор Воронежского завода СК Л.Д. Кудрявцев в своей книге «Воронежская гевея» так описывает события тех лет.

Первоначально предполагалось построить завод СК на 10 тысяч тонн в Ярославле, вблизи Резинкомбината, и завод двойной мощности на 20 тысяч тонн в Бобриках (ныне Новомосковск). Но затем по ряду причин от строительства завода в Бобриках отказались, а решили строить ещё два завода на 10 тысяч тонн – один в Воронеже, другой – в Ефремове.

18 января 1931 года Совет Труда и Обороны принимает решение о строительстве шести заводов СК: сначала трёх в Ярославле, Воронеже и Ефремове, а затем ещё трёх в Тамбове, Курске и Вологде. Первые три завода были возведены по плану, а в Тамбове и Курске строительство было заморожено в связи с началом войны. В послевоенное время его решили не возобновлять. В Вологде к строительству даже не приступили.

Теперь требовалось поставить во главе нового, неведомого дела уникального по своими деловым и человеческим качествам управленца, который бы не только имел необходимый опыт работы в промышленности, не только являлся прекрасным организатором, но и обладал технической интуицией, умением выбирать правильное направление среди моря неизвестности и неопределённости.

И такой руководитель нашёлся. Им стал тогдашний директор Ярославского завода лакокраски «Победа рабочих» Осип Павлович Осипов-Шмидт. Его назначение произошло довольно оригинальным способом.

Общий вид строительства завода. 1931 г.

Общий вид строительства завода. 1931 г.

В феврале 1931 года, возвращаясь в Ярославль из командировки в Винницу, на Ярославском вокзале Москвы, он был буквально поражён, прочитав в газете «За индустриализацию» сообщение о том, что он освобождён от должности директора завода в Ярославле и назначен начальником управления по проектированию и строительству заводов СК.

Курский ударный батальон. 1931 г.

Курский ударный батальон «518», в который входило 412 курсантов. Число 518 означало количество новостроек первой пятилетки, куда входил и Воронежский завод СК. Воронеж. 1931 г.

Приказ о назначении подписал Председатель ВСНХ Г.К. Орджоникидзе. В Высшем Совете народного хозяйства (ВСНХ) ошарашенному Шмидту разъяснили, что есть решение через 10 месяцев построить заводы СК, что никаких проектов нет и места строительства окончательно ещё не тоже определены. Никто не имел представления о масштабах и специфике этого дела, поэтому высказывались даже предположения, что проблема может быть решена за счёт строительства цехов в составе действующих спиртовых заводов.

Так получали первый каучук

Так получали первый каучук

За счёт невероятных усилий строителей (в том числе Курского ударного батальона стахановцев), инженеров, аппаратчиков, технического и управленческого персонала задачу пуска Воронежского завода СК удалось решить. 19 октября 1932 года первая тонная синтетического каучука была получена. Новый продукт почти сразу же прошёл всестороннюю апробацию — из синтетического каучука, полученного в Воронеже, были сделаны автомобильные шины, которые прошли суровую и всестороннюю проверку в условиях автопробега Москва-Каракумы. 23 сентября 1933 года участники автопробега на обратном пути посетили Воронеж, где у завода СК-2 был проведён митинг.

К сожалению, Осип Павлович Осипов-Шмидт был репрессирован по надуманным и идиотским обвинениям. Ввиду того, что на производствах случались технологические аварии, чекисты обвинили Шмидта в саботаже и контрреволюционной деятельности. 27 августа 1937 года он был арестован, а 25 апреля 1938 года расстрелян. Был реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР в 1954 году.

 

Кудрявцев Л.Д. Воронежская гевея. С.14-17.

Производство СК как инновационный бизнес Воронежа 1930-х годов

Встреча участников автопробега Москва-Каракумы в Воронеже

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.