Закрытие церкви Митрофановского монастыря Воронежа

Это значимое для Воронежа и всего Центрального Черноземья событие произошло ровно 90 лет назад. В этот день, 20 августа 1929 года, президиум городского Совета Воронежа принял постановление о закрытии собора Митрофановского монастыря. Формальным поводом для прекращения деятельности храма стали жалобы воронежцев на колокольный звон, который мешал спокойствию горожан. Вот что писала в декабре 1929 года областная газета «Коммуна» в статье «Запретить колокольный звон» [1]: «Во время прошлых перевыборов горсовета избиратели настаивали на запрещении в городе колокольного звона. Особенную настойчивость проявляли школьники, рабфаковцы и медработники, так как колокольная трескотня, в особенности в дни церковных праздников, определённо мешает работе школ и больниц. Но об этом требовании очень быстро забыли.

Сейчас, в связи с наступающим «рождеством», вполне уместно напомнить горсовету о том, что говорили его избиратели.

Чуриков Ф.Ф. Торжественное открытие мощей святителя Митрофана в Воронеже 6 августа 1832 г.

Вообще, о колоколах следует подумать. Многие рабочие собрания на предприятиях Воронежа выносили требования о сдаче колоколов Рудметаллторгу. Проведение в жизнь этого мероприятия по 25 воронежским церквям, дало бы примерно 6 тысяч пудов меди, столь необходимой нашей промышленности.

Не пора ли освободить Воронеж от «колокольного шума», а заодно и внести ценный вклад в дело индустриализации страны?».

Воронежский историк В.П. Загоровский даёт следующую трактовку данному событию. «В общественной жизни Воронежа новое пробивало дорогу в суровой борьбе со старым. В городе царил трудовой подъём, шло соревнование ударных бригад, росла социалистическая культура. Уже стала достоянием истории существовавшая совсем недавно безработица. Но одновременно в Митрофановском монастыре сохранялbсь и пропагандировалbсь церковниками «нетленные мощи» святителя Митрофана, будто бы исцеляющего верующих. Особую остроту вопрос о «мощах» принял в августе 1929 года. «Мощи» воронежского епископа Митрофана, жившего во времена Петра I, были вскрыты особой комиссией по требованию делегатов губернского съезда Советов ещё 3 февраля 1919 года.

Уже тогда наглядно выявился обман церковников, надувавших народ. «Нетленные мощи» оказались подделкой – грудой тряпок, марли и полусгнивших костей. Формально же Митрофановский монастырь продолжал существовать, и в августе 1929 года в Воронеж «на поклонение мощам» пришло несколько довольно значительных групп паломников, главным образом крестьян. Инициатором требования о закрытии Митрофановского монастыря и изъятии «мощей» выступил в эти дни рабочий класс Воронежа. Общие собрания рабочих состоялись на заводах имени Коминтерна, имени В.И. Ленина, «Триер», имени Ф.Э. Дзержинского, вагоноремонтном.

К рабочим присоединились служащие, крестьяне окрестных сёл. К 20 августа закрытия монастыря и изъятия «мощей» потребовали 53 тысячи воронежцев. Учитывая требования большинства жителей города и отмечая, что «мощи» используются «для обмана отсталого крестьянства», президиум горсовета Воронежа 20 августа 1929 года принял постановление о закрытии церкви Митрофановского монастыря и изъятии «мощей». Через несколько дней это постановление было утверждено облисполкомом». [3]

Закрытие Митрофановского монастыря стало одной из страниц истории борьбы большевиков с влиянием церкви. А эта борьба, надо сказать, была весьма активной и даже агрессивной. Так, например, с 24 декабря 1926 по 8 января 1927 года, в Воронежской губернии проводился «Двухнедельник безбожника». Смысл проведения «Двухнедельника» заключался в активизации атеистической работы среди населения, распространении листовок и плакатов обличительного и антирелигиозного содержания, в разоблачении служителей культа как пособников царизма и контрреволюционных сил.

Митрофановский монастырь. Воронеж. Начало ХХ в.

Следует отметить, что с декабря 1922 года в стране стала издаваться газета «Безбожник», которая являлась печатным органом специально созданной организации – «Союза воинствующих безбожников». Помимо собственно газеты «Безбожник» редакция также участвовала в выпуске атеистических журналов «Безбожный крокодил» и «Безбожник у станка». Издавались также и многие другие печатные издания – «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юный безбожник» на русском и языках народов СССР. Издательство «Безбожник» (впоследствии — Государственное издательство антирелигиозной литературы (ГАИЗ)) выпустило огромное количество атеистической литературы.

А четыре месяца спустя после закрытия собора Митрофановского монастыря состоялось ещё одно знаковое событие – вскрытие мощей святого Митрофания в присутствии 25 тысяч воронежцев. Сделано это было демонстративно на Рождество, чтобы показать пренебрежение пролетариата и коммунистических властей к церковным праздникам. На митинге, посвящённом вскрытию мощей святого Митрофания прозвучали требования рабочих активистов о том, чтобы вслед за Митрофанием были изъяты и переданы в музей также и мощи Тихона Задонского.

Продолжением борьбы с церковью в Воронеже стало открытие 13 апреля 1933 года Антирелигиозного музея прямо в стенах Покровской церкви

Источники:

  1. Коммуна. 1929. 24 дек.
  2. Коммуна. 1930. 7 янв.
  3. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника. С.173.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.