Современная экономическая обстановка разворачивается таким образом, что уже мало кто вспоминает об ориентирах, заданных президентом В.Путиным в майских указах 2012 года. Напомним, что 7 мая, в день вступления в должность президента на новый срок, В.Путин подписал 11 указов, которые стали основой для будущей стратегии руководства страны. Утверждённые законодательные акты касались социальной и экономической политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильём, совершенствования государственного управления, повышения качества услуг ЖКХ, развития Вооружённых сил.
В частности, среди целевых показателей значились: увеличение объёмов инвестиций на 25% к 2015 году; создание 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, рост реальной заработной платы и производительности труда в 1,5 раза к 2018 году.
Сейчас, после введения против России режима санкций, серьёзной девальвации рубля и заметного падения цен на нефть (до 84 долл. за баррель) об этих ориентирах в правительстве предпочитают не упоминать. Более того, при дальнейшем замедлении российской экономики следует не только пересматривать принятые ранее ориентиры, но и оперативно модернизировать структуру нашей хозяйственной системы, менять приоритеты и акценты в бюджетной и налоговой политике.
Что же имеется в виду? В условиях снижения валютной выручки из-за падения цен на нефть и режима санкций, российскому правительству и законодателям не следует расширять фискальную часть, пытаясь увеличить налоговое бремя на население и бизнес; напротив, надо снижать налоги и разгружать расходную часть бюджета.
Огромные расходы на оборону и силовые ведомства необходимо более разумно распределить во времени, несмотря на протесты лоббистов. Следует также начать реальное сокращение числа бюджетников и муниципальных служащих по всему спектру профессий; люди из государственного сектора должны переместиться в частный. Таким образом будет одновременно решаться двуединая задача – с одной стороны, будет сокращено число бюджетополучателей, с другой – оказана поддержка бизнесу за счёт притока трудовых ресурсов. При этом чиновников следует сокращать не выборочно, а целыми министерствами и ведомствами, что будет большим подспорьем для частного сектора и отличной антикоррупционной мерой.
Следующим моментом должен стать отход от модели, обозначенной президентом В.Путиным в предвыборный период. Тогда на сайте putin2012.ru и в других СМИ был опубликован цикл статей, в которых Владимир Владимирович указывал, что госкорпорации стали, по его замыслу, инструментом сбережения ресурсного и кадрового потенциала. На мой взгляд, данная схема себя изжила. Государственные корпорации стали в известной степени тормозом развития конкурентного сектора экономики. Топ-менеджеры и руководители этих структур извлекают гигантские доходы из своих «непотопляемых авианосцев», перекладывая издержки на потребителей. Эта практика должны быть как можно скорее завершена.
Буквально вчера вице-премьер О.Голодец заявила, что правительство не знает, куда подевалось 22,5 млн. граждан России трудоспособного возраста, которые не стоят на учёте ни на бирже труда (кстати, может её стоит упразднить), ни в ПФР, ни в других социальных фондах. Видимо, правительству и законодателям следует задуматься над тем, почему почти треть работоспособных людей в нашей стране работают по серым схемам. Вероятно, следует сделать более выгодным и справедливым как режим официального труда, так и пенсионного обеспечения. При этом для малых и средних предпринимателей надо снижать (а не повышать) налоги, так как налоговое бремя на труд в нашей стране очень велико – почти половину заработанного надо отдать в соответствующие фонды и бюджеты.
Долю государства в российской экономике также надо сокращать. И пусть чиновники твердят, что сейчас неблагоприятная обстановка для приватизации госсобственности, это надо делать с разумной скоростью.
Неплохо бы начать экономить и на профессиональном спорте, который крепко присосался к местным и федеральному бюджетам. Те же госкорпорации (Газпром, ВТБ, Роснефть, РЖД и проч.) должны прекратить разбазаривать государственные, по сути, средства, заставляя платить за всё потребителей. Руководство Газпрома постоянно жалуется на неплательщиков, задерживающих оплату газа, однако спокойно отдают 100 млн. евро за Халка и Витселя. И это не говоря про спонсирование зарубежных – в частности, западногерманских футбольных клубов.
Хотелось бы думать, что падение цен на нефть и западные санкции сыграют свою позитивную роль в реструктуризации российской экономики, станут хорошим стимулом для решительных действий высших должностных лиц. Если же активизации властей не произойдёт, всё останется как есть, то доллар в конце следующего года может стоить 80 рублей, а евро – 100.