Одной из основополагающих функций любой экономической системы является обеспечение индивидам данного сообщества высокого уровня благосостояния. При этом категория «благосостояние» в самом общем виде трактуется как обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, то есть товарами, услугами и условиями удовлетворения определенных потребностей индивидов. Благосостояние, таким образом, является интегральным, комплексным критерием, который включает в себя целую систему показателей, характеризующих жизненный уровень общества, – уровень денежных доходов на душу населения, обеспеченность разнообразными товарами, услугами образования, здравоохранения, социальной защиты.
Высокий уровень благосостояния (свыше 20 тыс. долл. США на душу населения) обеспечивают в настоящее время 15 стран и достаточно высокий (свыше 15 тыс. долл.) – 22 страны. Таким образом, достаточный уровень благосостояния своим гражданам обеспечивают не более 16% стран мира; остальные государства (в том числе Россия) обеспечивают своему населению лишь удовлетворительный или весьма низкий уровень жизни.
Проблема благосостояния наций и государств всегда живо интересовала ученых и политиков; причины лидерства одних стран и отставания других постоянно изучаются многими экономистами и исследовательскими организациями. Выводы практически всех исследователей совпадают, – наибольших хозяйственных успехов добивается та страна, в которой:
- имеются большие запасы ценных природных ресурсов при относительно небольшой численности населения;
- субъектам рынка предоставлена достаточная экономическая свобода и хорошо развит бизнес.
Если рассматривать природные ресурсы страны как определенный дар природы, то можно констатировать, что экономическая свобода и развитие свободного предпринимательства – ключ к благосостоянию той или иной страны.
Последние два столетия в развитии мировой экономики дали миру множество подтверждений первостепенной значимости развития бизнеса. Все те страны, которые отказывались от института предпринимательства и всячески ограничивали экономическую свободу своих граждан и предприятий, постепенно погружались в пучину застоя и бедности. Люди одной нации, разделенные историческими катаклизмами и функционирующими в различных экономических условиях (в рамках института предпринимательства и без него), показывали в обозримой перспективе совершенно разные результаты. В тех странах, где бизнес активно действовал, процветала и экономика, а уровень благосостояния граждан динамично возрастал. В тех же странах, где бизнес находился под запретом или жестким прессингом государства, господствовала бедность и нищета. Такая ситуация складывалась с Южной и Северной Кореей, материковым Китаем и небольшими государствами, населенными в основном китайцами – Гонконгом и Сингапуром, Западной и Восточной Германией и некоторыми другими государствами.
Почему же предпринимательская деятельность так важна для экономического роста и благосостояния граждан? В чем причина позитивного влияния бизнеса? Ответы на эти вопросы следует искать в природе человека, стимулах его деятельности и экономических интересах.
Если государством создаются благоприятные условия для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, то это можно рассматривать как увеличение коэффициента полезного действия общественного экономического механизма. Субъекты рынка начинают использовать любые возможности для увеличения своего благосостояния – повышать эффективность производства и торговли, активизировать инновационную деятельность, внедрять ресурсосберегающие технологии и проч. Причем повышать кпд экономики граждане начинают не из высоких моральных принципов, а исходя из собственных эгоистических интересов.
Эгоистические интересы требуют получения прибыли, но ее получить невозможно без удовлетворения запросов потребителей. Таким образом, эти три категории – эгоистический интерес, прибыль и удовлетворение потребностей третьих лиц оказываются неразрывно связанными. А.Смит писал по этому поводу: «Не от доброго расположения к нам мясника, продавца пива или булочника надеемся мы получить то, что нам нужно для обеда, но от их забот о собственных интересах. Мы обращаемся не к их человеколюбию, а к их эгоизму».
Закон личного интереса побуждает предпринимателей развивать свой бизнес с целью дальнейшего увеличения прибыли. Реализация этой цели связана с вовлечением в бизнес дополнительных работников, с расширением производства и торговли, с осуществлением новых заказов другим предпринимателям. Таким образом, развитие бизнеса самым прямым и непосредственным образом связано с расширением занятости населения. А это обстоятельство, в свою очередь, обусловливает решение срезу нескольких важных социальных и экономических задач:
- вместе с расширением занятости увеличивается производство товаров и услуг для внутреннего и внешнего потребления;
- вовлеченные в бизнес предприятия и наемные работники уплачивают в государственный бюджет налоги, позволяя правительству решать многие социально значимые проблемы;
- органам социального страхования требуется меньшее количество финансовых ресурсов для выплат пособий по безработице.
Развитие бизнеса в отдельной стране или регионе заставляет срабатывать целый комплекс экономических механизмов, получивших название мультипликаторов – занятости, инвестиций, доходов. Активизация бизнеса, таким образом, приводит к целому ряду позитивных эффектов (см. рис.1). Поэтому многие страны в настоящее время стремятся развивать крупный, средний и, особенно, малый бизнес.
Тем не менее, бизнес, как и всякое иное явление, имеет не только достоинства, но и недостатки (на которых концентрировал свое внимание К.Маркс и многие другие критики института предпринимательства).
При всем благотворном влиянии бизнеса на экономику не следует сбрасывать со счетов и отдельные деструктивные направления предпринимательской деятельности – такие, как криминальный и теневой бизнес. В отмеченных формах бизнеса фигура предпринимателя трансформируется из созидателя и изобретателя в анти-новатора, тормозящего социально-экономическое развитие и разрушающего конкурентный режим. Погоня за прибылью подталкивает предпринимателей к загрязнению окружающей среды, негуманному отношению к природным ресурсам, уклонению от уплаты налогов, антисоциальным действиям. Во многих странах мира предприниматели злоупотребляют своим монопольным положением, недоплачивают наемным работникам, подкупают судебные органы, законодательную и исполнительную власть.
Бесспорно, все эти явления имеют место в бизнесе. Однако нельзя не отметить тенденцию на постепенное сокращение масштабов злоупотреблений по мере развития общества и культуры предпринимательства. Негативные черты, отмеченные нами, не есть имманентное свойство бизнеса, это – несовершенство человеческой природы. Именно это обстоятельство выдвигает на первый план в современном предпринимательстве проблему формирования этики бизнеса, моральных ценностей предпринимателей, партнерских отношений между обществом, государством и бизнесом.