В большинстве стран мира предпринимательскими объединениями применяется такой особый способ отстаивания своих интересов как лоббизм. Термин «лобби» происходит от англ. Lobby – кулуары; он означает непубличные переговоры бизнес-сообщества с представителями законодательной и исполнительной власти с целью принятия решений, выгодных тем или иным предпринимательским кругам.
Чаще всего различные предпринимательские лобби проявляют активность на стадии принятия или отклонения какого-либо законодательного акта, затрагивающего интересы предпринимательского сообщества в целом или в отдельных его сегментах – например, при принятии налоговых правовых актов, законов о валютном регулировании, о банковской и страховой деятельности и проч. Но этой лишь сферой лоббизм не исчерпывается. В его арсенале имеется масса разнообразных инструментов, которые в условиях глобализации и распространения демократических свобод в мире чрезвычайно расширились, приобрели новое значение и возможности.
Предпринимательский лоббизм имеет давнюю историю. Во все времена представители предпринимательского класса пытались найти общий язык с правящей элитой для отыскания взаимоприемлемых решений. С этой целью использовались разнообразные способы достижения требуемых действий со стороны властей – начиная от самых примитивных и криминальных и кончая наиболее изощренными и многоходовыми. Обратимся к эволюции взаимоотношений предпринимателей и государственных чиновников в части лоббирования коммерческих интересов.
Первоначально отношения по линии «предприниматель-чиновник» строились на весьма примитивном уровне – бизнесмен зачастую просто «покупал» государственного служащего за деньги, либо добивался от него нужного решения путем шантажа или обещаний по предоставлению материальных благ в будущем (см. рис.1). И хотя данный метод широко применяется и поныне, его эффективность в плане удовлетворения коллективных интересов невелика. Конечно, с помощью подобного взаимодействия предпринимателю можно решить какие-либо свои индивидуальные проблемы, однако групповые интересы предпринимателей указанная схема решить не может.
Главным пороком системы купли-продажи требуемого решения является ее нелигитимность, когда и предприниматель и государственный чиновник преступают нормы закона, который трактует подобные действия как взяточничество и коррупцию. Единожды встав на такой путь, стороны становятся сообщниками в преступлении. Кроме того, и предприниматель, и государственный чиновник становятся уязвимыми для взаимного шантажа.
Более приемлемой схемой продвижения своих интересов является для предпринимателей консолидация усилий и финансовых ресурсов с целью введения своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти (см. схему на рис.2).
Для этого предпринимательские объединения или отдельные крупные бизнесмены финансируют избирательные кампании кандидатов в депутаты всех уровней, с которыми имеется предварительная договоренность о взаимных обязательствах. Иными словами, пройдя в законодательное собрание (парламент) местного или федерального уровня, вновь избранный депутат становится лоббистом интересов тех предпринимательских кругов, которые финансировали его избирательную кампанию. Инвестиции, сделанные предпринимательскими объединениями в определенную кандидатуру, начинают давать отдачу в последующие годы.
Аналогичная схема финансирования избирательных кампаний применяется и при выборах претендентов на ответственные посты в исполнительную власть – на должности мэров, глав администраций, губернаторов. В качестве возврата сделанных в чиновников капиталовложений предпринимательское сообщество требует от своих протеже лояльности, принятия требуемых решений, назначения определенных лиц на ключевые посты, замены или корректировки экономических и социальных программ. Однако и эта схема не является идеальной. Ее основные недостатки заключаются в непрозрачности отношений по оси «чиновник – власть», неочевидность выгоды для общества от такого рода тандема, наличие теневых центров принятия решений.
Более цивилизованной системой представительства предпринимательских интересов в органах государственной власти является парламентский лоббизм. В этой системе отношений интересы бизнес-сообщества начинают освобождаться от криминальной окраски и груза теневых отношений. О своих интересах предприниматели могут заявлять открыто, не скрывая, что они будут их лоббировать всеми законными способами.
На практике лоббированием интересов бизнес-сообщества занимаются люди, имеющие опыт работы в государственных структурах, знающие специфику работы в тех или иных правительственных учреждениях или органах власти. Такие специалисты получили название GR-менеджеров (GR – government relations – взаимоотношения с представителями государства). В составе крупных предпринимательских объединений и союзов функционируют соответствующие отделы и департаменты GR-менеджеров, функции которых заключаются в следующем:
- установление личных контактов с представителями законодательной и исполнительной власти с целью предварительного обсуждения проблем, интересующих данное предпринимательское объединение или отраслевое бизнес-сообщество. (Установление доверительных отношений между представителями бизнеса и государственных структур – задача весьма деликатная и для сотрудников, не имеющих соответствующего опыта – малореальная. В связи с этим обстоятельством должности GR-менеджеров в крупных компаниях и предпринимательских объединениях занимают лица, уже имеющие обширные знакомства в данной сфере. Чаще всего – это бывшие руководители министерств и ведомств, конгрессмены, депутаты или губернаторы);
- сбор информации о персоналиях, комитетах, министерствах, экспертах, прочих лоббистских группах, работающих в сфере интересов предпринимательского объединения;
- анализ ситуации на том или ином участке лоббистской деятельности, выработка способов воздействия на тех или иных лиц или организационные структуры;
- создание положительной мотивации для лиц, содействующих решению проблем, стоящих перед предпринимательским сообществом (это могут быть денежные выплаты, высокие посты в предпринимательских структурах после ухода из государственных учреждений, дорогие подарки, содействие в решении каких-либо личных проблем и проч.);
- подбор экспертов из предпринимательской или академической среды для подготовки необходимых правовых актов или поправок к действующим законам;
- координация работы PR и GR-менеджеров для создания позитивного фона в общественном мнении для принятия соответствующих идей, начинаний или изменений в законодательстве.
В последние годы сформировалось и активно действует предпринимательское лобби в России. Вместе со становлением института парламентаризма в нашей стране, совершенствованием его культуры, непрерывно развивается и институт отечественного предпринимательского лоббизма. Российские GR-менеджеры быстро усваивают мировой опыт функционирования парламентского лоббизма, дополняют и обогащают его новыми инструментами и подходами.
Как показывают специальные опросы, наиболее эффективными формами взаимодействия с государственной властью российские GR-менеджеры считают участие предпринимательских объединений в рабочих группах по подготовке законопроектов в Государственной Думе (47,5% респондентов) и по подготовке документов в министерствах и ведомствах (38%). А наименее действенными формами являются участие в заседаниях коллегий министерств и ведомств (13% респондентов) и работе комитетов Федерального собрания (7,3%). (Прив. по: www.sf-online.ru).
Процессы глобализации вывели технологии лоббизма тех или иных предпринимательских групп за пределы национальных границ и парламентов. В XXI веке предпринимательские сообщества распространяют сферу своих интересов на более обширные политические, экономические и социальные пространства. Наиболее состоятельные предприниматели и их фонды участвуют ныне в борьбе за преобразования в политической системе развивающихся государств, поддерживают близкие им по духу и идеологии общественные организации, осуществляют финансирование политических партий и правозащитных структур.
В условиях демократизации общества, расширения прав и свобод граждан во многих странах мира, предприниматели все более активно включаются в политические процессы, отстаивая свои интересы. При этом они применяют многие наработанные инструменты политического давления – проводят пикеты и манифестации, создают собственные партии, делегируют своих представителей в состав законодательной и исполнительной власти, используют всевозможные формы лоббизма своих идей и интересов. Как показывает опыт, подобная практика оказывается весьма плодотворной и потому в перспективе следует ожидать расширения предпринимательской активности на поприще лоббистской деятельности.