Многие российские учебные пособия утверждают, что пиар-акции и партизанский маркетинг – изобретение западных бизнесменов ХХ века. Однако это далеко не так, поскольку российские деловые круги использовали различные информационные поводы для продвижения своей продукции задолго до этого. Так, известный российский предприниматель Николай Леонтьевич Шустов, организатор и владелец товарищества «Шустов и сыновья», продвигал производимую им алкогольную продукцию весьма специфическим способом.
Для повышения известности и продаж напитков под своей торговой маркой Шустов нанял на работу группу молодых людей, которые заходили в питейные заведения столицы и громогласно требовали «шустовского конька» или «шустовской водки». Естественно, на первых порах в ресторанах и кабаках таких алкогольных напитков не было. Тогда молодые люди шумно выражали своё негодование и презрение к ресторану, в котором не было столь востребованного продукта.
Иногда нанятая Шустовым молодёжь устраивала потасовку и ввязывалась в споры с посетителями питейных заведений, что позже попадало в газеты и активно обсуждалось столичной публикой. Итогом всех этих мероприятий стал возросший спрос на шустовский алкоголь и даже определённая мода на него в среде студентов и завсегдатаев ресторанов.