В настоящее время на рынках корпоративного обучения происходят процессы реструктуризации. Компании в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры стараются больше экономить и исключать из производственного обучения затратные формы повышения квалификации. Теперь не пользуются былой популярностью длительные и дорогостоящие программы направления «Мастер делового администрирования»; предпочтение отдаётся эффективным и молозатратным тренингам, вебинарам, наставничеству, и, конечно, самоподготовке.
Исследование электронной библиотеки MyBook при поддержке НП «Эксперты Рынка Труда» (РФ) позволяет в цифрах определить существующие тенденции и спрогнозировать будущие предпочтения бизнеса в части корпоративного обучения.
В результате проведённого опроса были установлено, что часть форм и методов производственного обучения теряет свою привлекательность, а другие, напротив, набирают силу. При этом абсолютное большинство респондентов (83%) уверены, что целевое обучение сотрудников – важнейший инструмент повышения квалификации сотрудников, поддержания лояльности, мотивации и интереса к профессии.
На данном этапе самыми затратными способами обучения работодатели считают (респонденты выбирали несколько вариантов ответа): корпоративные тренинги, проводимые приглашенными тренерами (80%), участие сотрудников в деловых и тренинговых мероприятиях (47%), организацию корпоративного университета (23%), внутренние и внешние стажировки (23%).
С точки зрения наибольшей действенности по соотношению «цена – качество» опрошенными называются внедрение наставничества (отметили 45%, при этом только 32% работодателей планируют использовать данный метод обучения в условиях кризиса); организация корпоративных тренингов, проводимых внутренними тренерами (42%); создание базы видеозаписей тренингов (25%). Кроме того, 23% считают эффективным переход на дистанционное обучение, прибегая к услугам сторонних провайдеров. Меньше всего респондентов планируют вводить метод организации клубов по интересам и обмену опытом между сотрудниками — всего 12%.
Набирает популярность интернет-обучение: наиболее перспективными названы вебинары (53%), позволяющие привлечь к обучению максимальное число заинтересованных сотрудников. Уже зарекомендовавшие свою эффективность онлайн-тренинги и семинары также отмечены как наиболее эффективные способы обучения (отметили 50%). За создание электронной корпоративной библиотеки проголосовали 28%, отмечая данный способ обучения как один из самых экономичных инструментов и вместе с тем как удобный способ самообучения в любое время.
«Уходящей натурой» опрошенные считают клубы по интересам (20% считает их исчезающим видом) и тренинги, проводимые приглашёнными специалистами (15%). По 8% набрали внутренние и внешние стажировки, наставничество и корпоративные университеты. По прогнозам организаторов исследования, в ближайшие 5 лет осуществится переход на дистанционное обучение, крупные компании пойдут по пути создания корпоративных университетов, а бюджет на корпоративное обучение уменьшится, потому что компании будут отдавать предпочтение наиболее экономичным технологиям развития и обучения персонала.
В ходе исследования было опрошено 150 руководителей и менеджеров компаний в Минске, Москве и других городах России.