Появление человека разумного как вида мы можем вести с тех пор, как первобытные люди стали проявлять интерес к творчеству и живописи. Наскальные изображения стали тем водоразделом, который отделил мир животных от мира людей. Ведь никто и никогда не видел животных, старающихся изобразить что-либо осмысленное на свободных поверхностях. Подобно тому, как Адам Смит характеризует обмен как институт, присущий только роду человеческому («никто не видел, чтобы животные сознательно обменивались друг с другом пищей или иными предметами» – пишет Смит в «Богатстве народов»), то и мы можем определить «разумность» по творческим порывам наших далёких предков.
Тяга человека к творческому самовыражению, искусству прослеживается с самых ранних этапов цивизизационного развития, истоки которого теряются во мгле веков. Но и теперь, в XXI веке, мы не можем точно и однозначно определить, что такое искусство и антиискусство, живопись и мазня. Мнения утончённых критиков, простых обывателей, коллекционеров, арт-дилеров, галеристов и самих художников настолько разные и даже полярно противоположные, что прийти к однозначным определениям оказывается совершенно невозможным.
Является ли элитарным искусством «Улитка» Анри Матисса, или это обычная поделка, которую делает школьник на уроках рисования? Является ли шедевром «Чёрный квадрат» Казимира Малевича – или это всего лишь закрашенная масляной краской поверхность? Насколько выдающимися являются картины беспредметной живописи Василия Кандинского – или это всего лишь объекты «дегенеративного искусства»? Ответы можно услышать полярно противоположные.
К сожалению, из-за экономии времени мы вынуждены будем отказаться от этой интереснейшей дискуссии о том, где начинается и заканчивается искусство, где начинается повседневность, которая иногда перерастает во что-то отталкивающее и эпатирующее, подчас безобразное и отвратительное (т.е. в антиискусство). Наша задача более прагматична – определить искусство в его экономическом преломлении, в системе производства, стоимости, купли-продажи, потребления, в системе артбизнеса наконец.
В этом ракурсе наша задача упрощается. Искусством и живописью в аспекте экономики мы будем считать любые произведения художников, которые имеют свою цену на арт-рынке. Дефиниция получается довольно общей и отчасти размытой, но вполне подходящей, чтобы дать определение экономике живописи, включить в него различные арт-рынки, бизнесы и потребительские контингенты. Сделаем это чуть ниже.