В повседневной практике слово «мораль» воспринимается подчас в негативной смысловой окраске — выражения «не надо читать мне мораль» или «аморальный поступок» нередко встречаются при выговорах или словесных перепалках. Эпитет «моралист» люди используют для определения лица, читающего нравоучения, апеллирующего к нравственности. Выслушивать такие менторские речи желают далеко не все, предпочитая «длинные сосиски и короткие проповеди».
В то же время мораль играет чрезвычайно важную регулятивную роль в поведении отдельных людей и общества в целом. На морали базируются такие основополагающие понятия, как норма, справедливость, закон, правильное и неправильное поведение. От общественной морали зависит тип социально-экономических отношений (социализм, регулируемый или нерегулируемый рынок), внутренняя и внешняя политика (миролюбивая или агрессивная), институт брака (наличие многожёнства, гражданских и однополых браков), уровень преступности, величина разброса зарплат и пенсий, а также многие другие параметры жизни людей.
Что же это за понятие мораль, от которого так много зависит? В краткой формулировке мораль (от лат. moralis – относящийся к нраву, привычкам, характеру) — это один из основных способов регуляции действий человека в обществе; форма общественного сознания и вид общественных отношений.
У философов и учёных есть различные трактовки происхождения морали.
Теологическая теория базируется на предположении, что мораль заложена Творцом в сознание и природу людей. Совесть, этические ценности, нравственность – это то, что отличает человека от животного. Сам Бог вручил человеку моральные заповеди, начертанные на скрижалях Завета – об этом повествует Библия.
Культурологическая концепция исходит из иных принципов, оставляя в стороне вопрос веры. Сторонники этой теории считают, что условия формирования культуры становятся определяющими для морали членов общества. Так, Ч. Дарвин, путешествую на корабле «Бигль» и наблюдая туземные племена обнаружил, что некоторые из них в период голодного сезона съедают своих старух и считают это совершенно нормальным, так как им всё равно скоро умирать, а при их поедании выживет всё племя. С точки зрения европейца такой поступок выглядит абсолютно аморальным, с точки зрения туземца – он морален и рационален.
Классовая теория морали основывается на антагонизме (непримиримом противоречии) больших социальных групп населения разделённых по ряду признаков (богатые и бедные, эксплуататоры и угнетённые, свободные и рабы). Привилегированные и бесправные, живущие в нищете и роскоши имеют свою мораль, оценки происходящего, понятия о справедливости. Коммунистическая мораль в этом смысле противостоит морали буржуазной. Известный социалист-утопист Шарль Фурье предлагал сближать моральные устои богатых и знатных с бедными простолюдинами путём совместного проживания в специальном учреждении – фаланстере. Близкое общение должно было изменить ценностные установки тех и других.
Формирование общепризнанных форм морали в современном обществе имеет громадное значение. Хотя и имеются культурно-исторические рамки для каждого государства, этноса или народности, имеются некоторые общепризнанные нормы, которые должны признаваться всеми – это права человека, общечеловеческие ценности, которые не должны попираться никем – ни политическими режимами (диктаторами), ни религиозными сообществами, ни криминальными группировками.
В практическом русле нормы утверждения морали и общечеловеческих ценностей натыкаются на значительные трудности. Одни мыслители (как, например, Лев Толстой или Махатма Ганди) предлагали концепцию непротивления злу, так как насилие порождает насилие. Другие считают, что «добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем только добрым словом», используя для достижения своих целей террор, силу оружия и принуждение.
На общественную мораль очень существенное влияние оказывают такие институты, как идеология, средства массовой информации, система воспитания и образования, религиозные воззрения, харизма и личный пример вождей. Общественной моралью, как показывает исторический опыт, можно гибко манипулировать, доводя до абсурда простые и понятные нормы о взаимном уважении, веротерпимости, плюрализме мнений. Скатывание к национализму и фашизму может происходить весьма динамично даже в странах с устоявшейся демократией и цивилизованными народами. Так было в Италии, Испании, Германии, Японии. Так, к сожалению, происходит и теперь, когда развитые страны применяют к своим оппонентам тактику «двойных стандартов», подразумевающих различные моральные нормы.
Мировоззрение, его виды и формы
Самосознание индивида и социальное поведение
Индивидуальное и общественное сознание
Природное и общественное в человеке
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
Истина, её относительность. Критерии истины
Экономические системы и собственность
Факторы производства и факторные доходы
Экономика и экономическая наука
Рациональное поведение экономических субъектов
Инфляция: причины и последствия
Источники финансирования бизнеса
Постоянные и переменные затраты
Спрос и предложение. Равновесная цена
Роль государства в рыночной экономике
Многовариантность общественного развития