Сегодняшнее выступление российского президента В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме нельзя назвать особо ярким и эпохальным. Скорее напротив, речь Путина была рабочей и решала ряд практических задач для внешнего и внутреннего потребителя. В очередной раз российский президент успокоил зарубежных и национальных предпринимателей (а вместе с ними и всю общественность), что спад в экономике России неглубокий и уже идёт на спад, так как предпринятые властями меры явно подействовали; что задача создания благоприятного инвестиционного климата остаётся приоритетной, что на ближайшие 4 года налоговое бремя для бизнеса повышаться не будет. В повестке дня правительства РФ также значатся улучшение качества образования и государственного управления. Кроме того, Россия намерена использовать механизмы трансфера зарубежных технологий.
В своей речи В. Путин не обозначил ключевых задач на ближайшее будущее, однако сделал это уже после серии вопросов на политические и хозяйственные темы. В частности, президент РФ подчеркнул, что на современном этапе национальные таргеты стали менее амбициозными и заключаются в следующем:
— обеспечении годовых темпов роста ВВП на 3,5%;
— повышении производительности труда на 5% в год;
— снижении инфляции до 4% в годовом выражении.
Задачи, прямо скажем, скромные. Уже о том, чтобы догнать Португалию или удвоении ВВП, речи не идёт. Конкурентоспособность российской продукции президент и правительство планируют решать такими традиционными методами, как повышение качества образования и удержания уровня налогов на текущем уровне в ближайшие четыре года.
В этой связи хотелось бы высказать несколько критических замечаний. Возьмём тему образования и замечательный пример питерских студентов, в шестой раз ставших чемпионами мира по программированию. Представим теперь, что эти способные ребята приезжают домой, где половина населения что-то продаёт – с лотков, на рынках, в магазинах и гипермаркетах. Нужны ли в такой экономике классные программисты? Если и нужны, то в очень ограниченных масштабах и для каких-то прикладных задач. Структура современной российской экономики не создаёт спроса на математиков, программистов, физиков и даже инженеров. Нет спроса и на инновации. Хит вакансий российских служб занятости – менеджер по продажам, продавец, станочник, сварщик. Теперь, внимание, вопрос – зачем российской экономике высшее и послевузовское образование, если всё равно надо идти на те рабочие места, что есть в наличии? Поработав в торговле, сервисе или ином несложном бизнесе, наш выпускник забывает через несколько лет то, что знал. Насколько долгим и качественным было его образование – это становится достоянием истории и семейных фотоальбомов.
Избыточное образование несёт безусловный вред для экономики по нескольким причинам. Во-первых, оно отвлекает с рынка труда рабочую силу. Во-вторых, чаще всего оно просто не востребовано. В-третьих, люди, обучающиеся более 3-4 лет просто теряют полученные знания. Наконец, следует отметить и такой негативный фактор, как моральная неудовлетворённость, когда выпускники вузов не находят себе желаемых мест и вынуждены довольствоваться физическим или неквалифицированным трудом.
Второй момент – это повышение качества государственного управления. При этом проблема даже не в том, что госчиновники чего-то не знают или туго соображают; корень зла – в коррупции и круговой поруке. Тот же Владимир Путин, которому на форуме напоминали о Ли Куан Ю, посадил ли он подобно сингапурскому лидеру нескольких своих друзей? Пока ни о чём подобном никто не слышал. А пока наверху можно жить кормлением, коррупцию искоренить или хотя бы снизить не удастся.
Наконец, о трансферах зарубежных технологий. В чём здесь фишка? Попросту говоря, предлагается работать так, как наши китайские товарищи – действуешь путём промышленного шпионажа, или покупаешь автомобиль, разбираешь его до болта, и начинаешь копировать. А что? Дёшево и сердито. И на науку тратиться ни к чему.
А в этой самой науке и прячется наша конкурентоспособность. Когда русских жизнь заставляет, они очень быстро создают лучшие самолёты, двигатели, танки, ракеты и ядерные бомбы. Особенно это хорошо заметно на протяжении трудного ХХ века. В простых шарашках, с минимальным набором оборудования, приборов и помещений российские конструкторы, учёные, изобретатели сделали необыкновенно много. Плодами их труда мы пользуемся и поныне.
Но про науку президент Путин как будто забыл или не считает её ведущей производительной силой общества. Придётся запастись терпением всем гражданам России, может быть в будущем власти о науке всё же вспомнят.